Столь привычный глазу и уху термин лишь с виду прост для восприятия. Это ведь - не просто наличие всех необходимых удобств, обслуживающих население какой-нибудь местности. Что же это за блага, которые нужно устраивать, дабы ощущать комфортность жизненных условий? Впрочем, не только устраивать, но и закреплять в нормативных документах, регулирующих правоотношения по данному поводу, установленные на какой-либо территории.
Юридический термин "Благоустройство" в российской практике понимается как комплекс работ и мероприятий, имеющих целью создание комфортных для жизнедеятельности людей условий в пределах того или иного населённого пункта (поселения или городского округа). Благоустройство включает в себя работы по разработке общего дизайна, работы по созданию, реконструкции и поддержанию в надлежащем состоянии зданий, сооружений, дорог и других элементов внешнего благоустройства. Кроме того, благоустройство включает в себя озеленение территорий, устройство уличного освещения, уборку мусора.
Правила благоустройства территорий населённых пунктов как юридические документы распространяют своё действие на правоотношения в пределах этих населённых пунктов. На тех территориях, которые отнесены к городским лесам, особо охраняемым природным территориям, действуют иные нормативные документы.
Стоит обратить внимание на то, что правила благоустройства, принимаемые органами местного самоуправления на территории РФ, базируются на принципах обеспечения права граждан на благоприятную среду обитания (в неё включаются не только природная среда, но и условия труда, проживания, быта и отдыха). Нормативно-распорядительный характер этих правил как юридического документа распространяется как на предприятия, организации и учреждения, находящиеся и осуществляющие свою производственно-хозяйственную деятельность на территории населённого пункта, вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности, так и на индивидуальных предпринимателей и граждан. Т.е. можно говорить об обязательности этих правил для исполнения. Неисполнение же влечёт за собой привлечение виновных к ответственности.
При всей (кажущейся, на самом деле) аморфности подхода к благоустройству и относительности восприятия тех или иных его сторон, существуют и применяются на практике нормативные документы, позволяющие достаточно чётко и, что не менее важно, однозначно действовать. Среди них стоит выделить "СНиП III-10-75". В этих строительных нормах и правилах, конкретно - в части III "Правила производства и приёмки работ", в главе 10 "Благоустройство территорий" достаточно досконально прописано, что, зачем и как должно делаться. И хотя этому документу - уже верных четыре десятка лет, его и сегодня можно полагать отправной точкой во всех решениях и планах, касающихся благоустроительных работ. Именно этот документ детально прописывает, как должна производиться расчистка территорий перед застройкой, как устраиваться пешеходные дорожки, проезды и площадки, какого типа и в каких случаях устанавливаться ограды, как - оборудоваться плоскостные спортивные сооружения, как - проводиться озеленение застраиваемых территорий. Последующие за указанным СНиПом изменения, а также иные нормативные акты внесли определённые коррективы, но основы были заложены именно тогда.
Последние новости