Значимый фактор, который следует учитывать при строительстве дорог - отвод осадочных вод. Для представленной цели ведутся гидравлические расчеты еще на стадии создания проекта. Это позволяет создать качественные системы отвода вод. Неотъемлемыми элементами данных систем стали водосточные лотки, они производятся разных габаритов ввиду различающихся задач.
При возведении водоотводных систем используют железобетонные лотки правильной и телескопической формы, а также специальные блоки упора. Основные требования их производства и применения находятся в специальном нормативном документе – Серии 3.503.1-66. Ниже описаны особенно часто применяющиеся разновидности данных конструкций.
Такие конструкции имеют П-образное сечение и вытянутую форму. Устанавливаемые открытой стороной вверх, лотки обеспечивают проток воды в установленных количествах. Подобные лотки предусмотрены для отвода вод с маленьким уклоном по горизонтальной плоскости.
Наиболее часто используются лотки Л-1 и Л-2. Эти два конструкции имеют одинаковую высоту (680 мм) и длину (1990 мм) бортов, но различаются шириной. Лоток Л-1 имеет ширину 1280 мм, а модификация Л-2 – 880 мм. Модификация Л-1 применяется в тех вариантах, когда предполагается более напряженный сток.
Данные конструкции имеют особую зауженную форму с одной стороны. Это позволяет вставлять лотки друг в друга и создать составной канал водостока. Каналы размещают в целях обеспечения стока от дорожной одежды в основание земляного полотна на откосах насыпи.
Наиболее востребованными типоразмерами телескопических бетонных лотков стали модели Б-6 и Б-7. Лоток Б-6 менее габаритный: длина достигает 520 мм, а ширина и высота равна 540х250 в широкой части и 430х200 в зауженной части. Лоток Б-7 пропускает больше воды, поскольку его размеры составляют 716х340 мм в узкой части и 888х450 мм в широкой части, а длина равна 1500 мм.
Блоки упора Б-9 и Б-9а являются опорой составных каналов, сооруженных из лотков Б-6 и Б-7. Они вкапывают у основания насыпи в землю и не дают лотковому каналу сползать вниз. Форма блоков упора даёт возможность не создавать преграду протоку воды.
Размеры Б-9 составляют 800х510х250, а блок Б-9а выделяется от него шириной (730 мм). Блоки выпускаются полнотелыми, это дает им большую массу, необходимую для осуществления их задач.
Сутью функционирования водоотводных систем является удаление талых вод и осадков, скапливающихся на дорожной одежде. Для этого полотну дороги необходимо придать поперечный и продольный уклон, а в определенных местах устанавливают ливневки. Вода через эти сливные ямы попадает в сложную канальную систему, состоящую из водосточных лотков, блоков упора и других компонентов. Вода, отведенная по этим каналам, сбрасывается в допустимые места, к примеру, в систему рек.
Если пренебрегать качественным водоотводом, осадочные и талые воды будут скапливаться на дорогах. Это опасно повреждением дорожной одежды и размывом земляного полотна, что приводит к прекращению функционирования дороги.
Последние новости