Мои же сверстники, наоборот, жалуются на родителей, когда те кидаются яростно защищать старые люстры. «Я за этой люстрой в очереди стоял, когда ты еще под стол ходил!» — попробуйте предложить родителям избавиться от тяжелой массивной люстры, и наверняка услышите что-то подобное. Сегодня изобилие люстр и светильников льется на голову потребителя хрустальными водопадами. Десятки розничных магазинов, сотни сайтов предлагают тысячи моделей. Помимо коммерческих контор, купить люстру можно и на многочисленных интернет-барахолках у частных лиц. Выбирай, покупатель, и приобретай хрустальную красавицу себе в дом! Вот объявления о продаже антикварной люстры: «Великолепная антикварная люстра-светильник в стиле „Ампир“ из позолоченной бронзы с красивейшими хрустальными подвесками-нитями шариков. Хрусталь „Баккара“ конца 19 века из Франции. Есть небольшие пятнышки и патина, как у большинства действительно старых предметов». Вот еще одно: «Большая бронзовая люстра из Италии в стиле Барокко, первая четверть прошлого столетия. Ажурные рожки в окончании украшены ангелочками, которые держат тарелочки с свечами. На центральном штоке расположены три дракона. Бронзовые элементы люстры двух оттенков, тарелочки под свечи, ангелочки и драконы выполнены из бронзы с большим содержанием меди и имеют более красный оттенок». Полюбуйтесь на это словесное пиршество: «Форма классики, идея ар-деко! Классические рожки игриво закручены. Они изготовлены из прозрачного выдувного стекла. Внутренняя поверхность окрашена в серебряный цвет. Элегантные стеклянные чаши и блеска прозрачного хрусталя завораживает внимание ценителей роскоши и красоты!» Я питаю ко всем хрустальным и просто большим массивным люстрам отвращение. Эти чудовища из прошлого захватывают пространство и висят под потолком словно осьминоги, обвешанные хрусталем. Это самый яркий (во всех смыслах) символ мещанства в худшем его проявлении. Я еще как-то смогу понять человека, покупающего в кредит крутой смартфон (такой девайс может принести пользу), но как понять тех, кто часами в магазинах и Интернете выбирает уродливые громоздкие светильники, чтобы подвесить их на крюк под потолок, словно тушу убитого монстра? У вычурных люстр под «старину» (классику, античность, модерн) допотопный, а вовсе не винтажный, дизайн. Все обилие маркетинговых прилагательных, которыми люстра обвешивается в довесок ко всем нитям, шарикам, лепесткам и прочему декору, нивелируется одним простым определением: «Китайский ширпотреб с колхозным дизайном». Эту фразу можно услышать и в розничных магазинах светильников, и в отзывах интернет-магазинов. Особенно смешны те покупатели, что хотят «люстры из Германии», «люстры из Италии, «люстры из Австрии». Дорогие мои! Вы представляете, сколько бы стоила самая простенькая люстра, собранная соплеменниками Ангелы Меркель или Сильвио Берлускони? Российской зарплаты на европейскую сборку точно не хватит. Китай, все делается в Китае, на улице дядюшки Лао. Кстати, что в этом плохого? Почему это так скрывают производители люстр? Помнится, китайский хрусталь (и фарфор) высоко ценились еще в царской России. Наблюдая покупателей многоярусных тяжелых люстр с хрустальными декоративными элементами, я не могу понять кто это. Сейчас по внешнему виду трудно угадать социальное положение и финансовое состояние. Владелец фирмы ходит в рваных джинсах, а некто в строгом костюме оказывается всего лишь современной версией Акакия Акакиевича (костюм играет роль пресловутой шинели). Но все они глазеют на люстры, выбирают их. В какие дома? Дело даже не в размерах помещения. Как будто если пространства много и потолки высокие, так непременно нужно этот объем заполнить (убить!) бронзово-металлическим уродцем с кучей плафонов. Современный светильник должен быть легким, незаметным и функциональным. Все остальное — от Ктулху и Йог-Сотхотха. Кстати, разлапистые люстры здорово напоминают мистических существ из мифологии Говарда Лавкрафта. Хотите купить люстру? Смотрите, она захавает вам мозг!