Следующая новость
Предыдущая новость

Озеленение стен

Озеленение стен

Впрочем, шведы не стали в этом вопросе первопроходцами. По схожему принципу действовал еще в середине 80-х годов прошлого века французский ботаник и дизайнер Патрик Бланк (Patrick Blanc), который работает во французском Национальном центре научных исследований (CNRS) и изучает растения тропического подлеска. Тем не менее, он больше известен как изобретатель «растительных стен» – системы «вертикальные сады» (Vertical Garden System). Однако Бланк использовал свое изобретение не только для создания оригинальных интерьеров, но и для оформления наружных стен зданий.

Конечно, вертикальные сады не новость, но на протяжении веков они представляли собой либо заросли ползучих растений, укорененных в земле и густо оплетающих фасад здания, либо горизонтальные лотки, наполненные землей (или даже просто ряды горшков) и установленные на вертикальной раме друг над другом.

В Vertical Garden никаких лотков нет – это, по сути, сады, поставленные вертикально. Толщина установки без самих живых побегов не больше нескольких сантиметров. А ее вес достаточно мал, чтобы не беспокоиться по поводу недостаточной прочности стены. Квадратный метр такого «сада» со взрослыми растениями весит не более 30 кг. Основа вертикальных садов – металлическая рама, которая крепится на стене. На ней устанавливается каркас из пластика, на котором держатся тонкие высокопористые полиамидные пластины, по внешнему виду и фактуре напоминающие войлок. В него имплантируют семена, и в дальнейшем там же пускают корни растения. Вкрапляя до тридцати растений на каждый квадратный метр композиции, можно создавать рельефные вертикальные ландшафты.

По сети трубок, спрятанных позади пластика, подается питательный раствор, содержащий необходимые для роста растений минеральные элементы. Полимерный войлок пропитывается этой смесью за счет капиллярного эффекта. При этом стена здания не становится влажной: вода не достигает ее поверхности. В течение двух десятилетий Патрик Бланк оформил своими живыми стенами несколько десятков зданий не только во Франции, но и в Германии, Бельгии, Индии, Испании, Италии и многих других странах. Его вертикальные сады украшают отели, административные здания, магазины, штаб-квартиры крупных компаний. Да и как элемент внутреннего убранства музеев, выставочных залов, деловых центров, офисов и магазинов зеленые стены тоже оказались востребованным товаром. Можно увидеть их и в некоторых частных домах. Знание ботаники помогает Бланку подбирать наиболее эффектные композиции из растений, хорошо уживающихся друг с другом. Он знает, например, что в Малайзии 8 тыс. видов растений, из которых 2,5 тыс. растут без всякой почвы – на самых разнообразных поверхностях, а это означает богатейшие возможности для создания вертикальных садов.

Последняя законченная работа Бланка украшает новый парижский музей Куай Бренли (Musee du quai Branly), выставляющий предметы искусства народов Америки, Азии, Океании и Африки. На очереди реализация еще нескольких проектов в Малайзии, Бельгии, Вьетнаме, Австралии, США, Италии и Франции.

Если Патрик Бланк предпочитает сочетания различных многолетних растений, то английские художники супруги Хизер Экройд (Heather Ackroyd) и Дэн Харви (Dan Harvey) с начала 1990-х годов экспериментируют с самой обычной травой, создавая из нее по всему миру краткосрочные инсталляции.

Их первая проект «Другая сторона» (The Other Side) появился в средневековой деревне на севере Италии – художники засадили семенами стену брошенной лачуги. С тех пор работа с травой стал основной техникой творческой пары.

Технология, которую используют англичане, намного проще вертикальных садов Патрика Бланка: никаких синтетических материалов и капиллярных трубок – просто слой размазанной по стене влажной почвы толщиной 4–5 мм и посаженные в нее семена травы. В специальном поливе такие стены не нуждаются: хватает естественных осадков. То, что через 6–8 недель трава увядает и осыпается вместе с большей частью почвы, авторов не смущает. Они заявляют, что их творчество обозначает границы между ростом и распадом, демонстрирует обновление и силу жизни.

Среди работ Экройд и Харви – внутреннее убранство церкви в Лондоне (Dilston Grove), озеленение мавзолея на кладбище в Риге (Life Drawing), плавающий в озере газон в Швейцарии, стена театра в Цюрихе. Несколько лет назад их персональная выставка Green brick, green back прошла в Техасе: публика увидела стены из травяных «кирпичей», а также различные изображения, выполненные все в той же «травяной» технике (например, однодолларовую купюру, шубу, портреты), – супруги научились создавать рельефные изображения с помощью растений разных сортов, которые отличаются по цвету, текстуре и скорости роста.

Постепенно художники прославились, получили несколько премий и наград и начали мечтать о более масштабных проектах. «Мы не раз шутили о том, чтобы вырастить целое здание», – говорил Харви. И вот однажды их мечта сбылась. Им предложили оформить скучную бетонную коробку одного из корпусов Лондонского национального театра – театра Литтлтона (Lyttelton Theatre). Проект получил название Fly Tower («Летающая башня») – так называется часть театра над сценой, куда поднимаются занавесы и декорации, где смонтировано осветительное оборудование и тому подобное.

Выделенная площадь – северный и западный фасады – составила примерно 760 кв. м, и, чтобы покрыть ее травой, художникам в составе команды Artsadmin из 22 человек пришлось проделать тяжелую и достаточно грязную работу. Для создания на стенах театра вертикального газона высотой 30 м пришлось размазать по бетону 2,5 т почвы и воткнуть в нее примерно 2 млрд семян – 25 мешков по 25 кг. Реализация проекта, просуществовавшего чуть больше месяца, обошлась почти в $100 тыс.

Последние новости