Монолитные ленточные фундамнты устраиваются враспор в траншее или опалубке, изготовленной обычно из досок на месте работ. Весьма трудоёмкими, маломеханизированными дорогстоящими являются опалубочные и арматурные работы. Устойчивость и низменяемость опалубки должны обеспечиваться установкой на надёжное основание стоек и других элементов, поддерживающих опалубку, а также раскреплением опалубки.
Для изготовления бетонной конструкций, железобетонной конструкций определенных размеров и конфигурации, необходимо бетонную смесь и арматуру уложить в заранее приготовленную форму, которая называется опалубкой.
Установка опалубки – очень ответственная операция в бетонных работах. Должны быть обеспечены требуемые размеры и геометрия, прочность элементов опалубки во избежание деформации под воздействием давления бетонных масс.
Опалубка и леса должны быть жесткими, прочными, простыми в изготовлении, сборке и разборке. Сторона опалубки, примыкающая к бетону, должна быть гладкой, стыки досок и щитов не должны при бетонировании пропускать цементного молока. Для дешевления бетонных работ, щиты и другие элементы опалубки делают с учетом их многократного использования.
Стоимость опалубки составляет 20-30% общей стоимости бетонных и железобетонных конструкций.
По основному материалу опалубка монолитных конструкций, бетонных и железобетонных конструкций подразделяется на деревянную, металлическую, фанерную, железобетонную и комбинированную.Деревянная опалубка обычно изготовляется прямо на строительной площадке. Для изготовления деревянной опалубки применяется лесоматериал хвойных пород с влажностью древесины до 25%. От точности изготовления элементов опалубки во многом зависит качество возводимых конструкций, поэтому отклонения от проектных размеров в изготовленных элементах должны быть минимальными.
Основными недостатками деревянной опалубки является ее относительно невысокая прочность и склонность к деформациям при намокании, усушке и транспортировке, следствием чего является коробление, растрескивание досок и раскрытие швов между ними.
Несмотря на указанные недостатки, деревянная опалубка и по сей день широко применяется при постройке монолитных конструкций, бетонных и железобетонных конструкций и сооружений.
Металлическая опалубка и оснастка к ней изготовляются в механических мастерских или цехах металлоконструкций. Заготовки элементов опалубки обрабатываются с достаточно высоким классом точности. Допускаемые отклонения от проектных размеров в длине и ширине на 1 погонный метр щитов металлической щитовой опалубки не должны превышать 2 мм, отклонения в расположении отверстий для соединительных элементов (клиньев, болтов и т.д.) — 0,5 мм. Металлическая опалубка обеспечивает ровную, гладкую поверхность бетона и имеет много достоинств. Она значительно дороже деревянной, но практически имеет беспредельную оборачиваемость. Считается экономически целесообразным применять металлическую опалубку при ее оборачиваемости не менее 50 раз.
К недостаткам металлической опалубки относятся высокая ее стоимость, теплопроводность, трудность крепления различных элементов к опалубке. Вес такой опалубки подразумевает постоянное использование подъемных механизмов на строительной площадке, что может привести к значительному удорожанию проекта.
Фанерная опалубка наряду с металлической может быть отнесена к числу высокооборачиваемых. Фанера обычно используется только для обшивки, несущий же каркас фанерной опалубки делается из дерева или металла. Фанерная опалубка имеет меньшую теплопроводность, чем металлическая, к ней легче крепить различные элементы. По сравнению с деревянной и металлической, она имеет и меньший вес. Но к фанере, используемой для опалубки, предъявляются сравнительно высокие требования, например, она должна быть водостойкой, ламинированной. Именно такой вид опалубки в основном использует наша фирма при строительстве коттеджей, домов и монолитно-каркасных сооружениях.
Железобетонная опалубка в период бетонирования выполняет роль опалубки, а в последующем является постоянным конструктивным элементом сооружения. Достоинством железобетонной опалубки является исключение процесса распалубки. В связи с этим значительно упрощается ее крепление. К недостаткам железобетонной опалубки относятся высокая теплопроводность и сравнительно большой вес. Применяется она в основном при строительстве гидротехнических сооружений, где является постоянной наружной защитной облицовкой сооружения.
Комбинированная опалубка устраивается в целях наилучшего использования положительных качеств различных материалов. Такая опалубка чаще всего комбинируется из дерева и металла
Последние новости