Сегодня в Санкт-Петербурге стартовал VII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Одним из основных событий дня стало пленарное заседание, на котором члены Госкомиссии по развитию Арктики, губернаторы девяти входящих в нее регионов, представители законодательной власти страны обсудили проблемы создания опорных арктических зон.
Зоны решили создавать на прошлогоднем Арктическом форуме в Мурманске. Всего опорных зон должно быть восемь. Они представляют собой попытку стратегического планирования инвестиционных проектов. Причем почти исключительно на основе государственно-частного партнерства. По идее, опорные зоны не должны ограничиваться территорией одного арктического региона — в сложнейших условиях Арктики социально-экономическая деятельность будет оправданна и рентабельна только тогда, когда объединятся государство и крупные инвесторы. Только за счет усилий властей республики Коми воркутинский уголь не доставить в порты Ненецкого автономного округа. Строительство необходимой транспортной инфраструктуры по силам сегодня только обоим регионам вкупе с вложениями инвесторов.
В своем докладе глава Карелии Артур Парфенчиков назвал республику воротами в Артику, имея в виду то, что регион сегодня — крупный транспортный узел на стыке Арктической зоны и Евросоюза.
— Сегодня карельская арктическая зона — средоточие пересечения железнодорожного, автотранспорта, — сказал глава Карелии. — И не только в российском направлении, но и в направлении Евросоюза. Это и Беломорско-Балтийский канал, который, в случае его постепенной реконструкции может стать еще более важным направлением связи Арктики с российским и международным южным направлением.
Глава Карелии на Арктическом форуме в Петербурге. Фото: «Республика» / Николай Смирнов
Руководитель республики в рамках реализации Карельской опорной зоны обозначил пять основных направлений, по которым Карелия намерена развиваться как часть Арктической зоны России. Это возобновление проекта Беломорского глубоководного порта, создание Международного сталелитейного центра на базе «Петрозаводскмаша», экологичная и возобновляемая энергетика, работа над центром компетенций в области аквакультуры и продукции из дикоросов и арктический туризм.
Проект Беломорского глубоководного порта сегодня необходим как потенциально важная перевалочная база грузов из Арктики в бассейн Балтики и Волги. Проект входил в федеральную целевую программу развития Карелии до 2020 года. Сейчас, по словам Артура Парфенчикова, его нужно возобновить, внимательно просчитав экономику проекта.
Международный сталелитейный центр в Петрозаводске, по мнению карельских властей, необходим развивающейся Арктике как единственная в стране площадка, где льют из стали сложные крупнотоннажные конструкции.
Глава Карелии на Арктическом форуме в Петербурге. Фото: «Республика» / Николай Смирнов
Возобновляемую энергетику в республике связывают с развитием сети ГЭС. Так, сейчас в Кемском районе строят Белопорожские гидроэлектростанции. С китайской компанией ведется работа по строительству ветрогенераторов общей можностью 60 МВт.
Кроме того, на севере республики запланировано создание селекционного центра в области аквакультуры, что позволит создать собственную, российскую базу генетического материала северных ценных пород рыб (прежде всего, форели).
Наконец, потенциал и успехи Карелии в области туризма необходимо перенести и на Арктическую программу. Так, в своем докладе Артур Парфенчиков упомянул о крупнейшем в Евразии питомнике собак породы хаски.
На Арктическом форуме сегодня зарегистрировались 1600 участников со всей страны. Форум проработает три дня — до 6 декабря.
Последние новости