В большом цехе на Пряжинском шоссе в закрытых котлах кипят ягоды с сахаром. Готовое варенье остывает и по трубам идет на фасовку. Так выглядит рабочий процесс на предприятии «Карельский продукт».
Оно возникло в мае 2017 года на основе обанкротившейся «Ягоды Карелии». Завод простаивал почти два года, пока его вместе со всем оборудованием не выкупил новый собственник – «РусБиоАльянс».
Перезапустить производство оказалось непросто: несколько месяцев ушло только на ремонт инженерных систем и налаживание техники. Удалось вернуть большинство прежних сотрудников: к моменту возобновления работы на заводе числилось пятьдесят человек.
Сегодня предприятие выпускает несколько видов продукции. Варенье, джемы и конфитюры для розницы, основы для морса, фруктово-ягодные наполнители и пюре – для хлебокомбинатов, молокозаводов, кондитерских производств.
Черника — местное сырье. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
От брусники до ананасов
Карельские дикорастущие ягоды на завод поставляет партнерское предприятие «Карельский ресурс», принадлежащее тому же собственнику, что и «Карельский продукт». На производство брусника, клюква, черника и морошка приходят в уже очищенном и замороженном виде.
— Карельскую ягоду мы покупаем у местного населения, — говорит директор по взаимодействию с органами власти Анна Позднякова. – Сейчас идет подготовка к сезону, и в этом году нам будет нужно примерно 30 тысяч тонн ягоды – это очень большой объем. Будем надеяться, что природа не обидит, и лето будет урожайным.
Анна Позднякова. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Если же местного сырья не хватит, ягоды будут покупать в других регионах и даже за границей. Этого не удается избежать и сейчас: сезон сбора сырья в Карелии короткий, а из-за плохой погоды ягод не всегда так много, как хотелось бы.
— «РусБиоАльянс» не замыкается на том или ином активе, а развивает стратегию в области дикоросов, — продолжает Анна Позднякова. – Наша страна в 25 раз больше по площади, чем Финляндия и Швеция вместе взятые, а ягод мы заготавливаем меньше. По примерным подсчетам, сбор дикоросов в России составляет от 3 до 5%, мы планируем его увеличить до 10%. Это вроде бы небольшая цифра, но объем на самом деле колоссальный.
Часть продукции делается из садовой ягоды – малины, вишни, в некоторые сорта варенья кладут добавки – яблоко, корицу, апельсин. Перерабатывают на предприятии и более экзотичные плоды: манго, бананы, киви. Они в цехе превращаются в наполнители и пюре для йогуртов, пирожных и выпечки. Недавно большой заказ сделала компания Coca-Cola: из концентрата от «Карельского продукта» будут делать ананасовый сок.
— Заказ очень большой, объем до 40 тонн в месяц. Он продлится до конца 2018 года, но мы надеемся, что и дальше будем работать с этой компанией, — рассказывает начальник смены Елена Шишкина.
Елена Шишкина. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Сотни банок готовой продукции ждут отправки в магазины. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Главное — чисто
Одновременно в цехах могут готовить до четырех видов продукции – в зависимости от конкретного заказа. Мы застали процесс изготовления черничного наполнителя для одного из питерских хлебозаводов.
Сначала сотрудники вручную перебирают сырье: с «Карельского ресурса» оно приходит очищенным, но иногда все же попадаются мелкие листья или подпорченные ягоды. Сахар тоже проходит инспекцию, чтобы в готовый продукт не попало ничего лишнего. А еще на обеих линиях стоят магнитоулавливатели, которые удаляют случайно попавшие в сырье частицы металла.
После проверки ягоды и сахар засыпают в куттер – варочный котел. Туда же добавляют кукурузный крахмал в качестве загустителя и натуральный ароматизатор. Весь процесс от инспекции до фасовки занимает около двух часов.
— В смену мы готовим около десяти тонн такого продукта, — говорит Елена Шишкина.
Контроль качества ягоды. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Контроль качества ягоды. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Сахар проходит проверку. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Готовый охлажденный наполнитель фасуют в пластиковые ведра по 13 килограммов и в таком виде отправляют заказчику. Это только один вариант тары: наполнители для молочной продукции заливают в так называемые мини-танки (небольшие цистерны), морсы и пюре – в асептические мешки (это стерильная упаковка, в которой продукт дольше хранится без консервантов).
Варенье тоже делают в варочном котле, с помощью автоматизированной линии разливают его по банкам и наклеивают этикетки. Для приготовления пюре есть отдельная установка, в которой ягода нагревается и пропускается через сито.
— У нас есть мощная система очистки воды, — продолжает сотрудница завода. — Мы все знаем, какая вода течет у нас по трубам, выпускать чистую и качественную продукцию на ее основе тяжело. Поэтому мы решили сделать свою очистную установку.
Ягоды загружают в куттер. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Оборудование смотрится очень внушительно. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
…и система управления соответствующая. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Безотходное производство
Варенье и джемы от «Карельского продукта» можно найти в магазинах и в Карелии, и в других регионах страны. Причем за пределами республики продажи идут даже лучше, чем дома.
— Наверное, дело в том, что в Карелии сохранилась традиция изготовления домашнего варенья, — говорит Анна Позднякова. – Так что упор мы делаем на те регионы, где люди сами ягоды не заготавливают и не варят.
Наполнители и пюре расходятся по всей России. Треть дохода компания получает от экспорта продукции за рубеж. Для этого пришлось серьезно постараться: ездить на выставки в разные страны, презентовать продукцию на разных площадках. Эффект, впрочем, налицо — иностранные партнеры заинтересовались: разнообразные био- и экопродукты сейчас в моде, а Карелия входит в десятку самых экологически чистых регионов России.
Линия по производству варенья. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Первая партия черничного варенья, которое готовили в день запуска завода. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
— У нас есть поставки и в Европу, и в Китай, причем китайцы покупают не только саму продукцию, — говорит Анн Позднякова. – В процессе производства образуется так называемый жмых: кожура и семечки от ягод. В Китае из этого делают БАДы, те же семечки облепихи очень популярны в косметической промышленности. Получается практически безотходное производство.
Сейчас предприятие готовится к новой выставке в Китае – успех требует развития.
В такой таре варенье продается сегодня. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин.
Последние новости