Предстоящий сезон дачникам принесет много сюрпризов. Всем владельцам шести соток придется жить в условиях нового законодательства, которое серьезно изменило подход к содержанию дач. С одной стороны, новый закон урегулировал все взаимоотношения между самими садоводами и госструктурами, с другой – превратил управление дачным кооперативом в нечто среднее между ведением бизнеса и руководством поселковой администрацией.
Сейчас существует множество форм организации дачных кооперативов, но с вступлением в силу закона, все унифицируется. Привычные нам дачи становятся садоводческими товариществами.
У кооперативов, бесспорно, есть возможность оформиться в качестве огороднических товариществ. Это избавит его членов от необходимости регистрировать свои постройки, но в таком случае возникает опасность, что надзорные органы потребуют снести дом с фундаментом, к тому же не исключено, что в дальнейшем могут появиться ограничения на площадь или высотность построек огородников. Естественно, в огородническом товариществе не получится прописаться в отличие от садоводческого. Эта процедура, кстати, с вступлением в силу закона, должна стать проще.
Положения нового закона позволяют найти управу на тех дачников, которые отказываются платить за содержание дорог и другой инфраструктуры. Такие «нигилисты» есть в каждом кооперативе и раньше повлиять на них было трудно. Они не платили ни членских взносов (потому что не члены кооператива), ни взносов на общие нужды.
Сейчас все становится проще. Есть решение собрания: хочешь – плати взносы наравне с другими членами кооператива, не хочешь – добро пожаловать в суд. Впрочем, есть у этого и обратная сторона. Правление кооператива вместо того, чтобы заниматься решением насущных вопросов, может погрязнуть в судебных разбирательствах. К тому же, без квалифицированной помощи юристов обойтись не получится, а она стоит денег.
Сами же индивидуалы – так называются дачники, не состоящие в кооперативе – могут приходить на собрания и даже участвовать в голосовании по вопросам платежей, но выбирать правление не могут. Так что возникает вопрос в целесообразности такого статуса.
С одной стороны, это удобно – не надо ехать к председателю или казначею, чтобы передать деньги, все операции становятся более прозрачными и меньше поводов заподозрить правление в махинациях, с другой стороны, тарифы на обслуживание расчетного счета в банках — около тысячи рублей в месяц. Следовательно, в год выходит около 12 тысяч.
С одной стороны система упростилась, с другой – облегченно вздохнуть теперь могут разве что работники налоговой. Учитывая, что все платежи теперь будут прозрачны, правлению кооператива нужно быть предельно внимательными, чтобы у проверяющих не возникло вопросов, почему деньги маленького бюджета кооператива были потрачены на сомнительные вещи.
Новый закон, с одной стороны, сделал прозрачной бухгалтерию СНТ, с другой — значительно усложнил работу правления кооператива и его казначея, который теперь может смело именоваться главбухом и претендовать на вполне официальную зарплату. То же самое касается и председателя, который превращается в должностное лицо со всей вытекающими прелестями и горестями.
Все платежи теперь проходят через банк, следовательно, возрастает документооборот, и усложняется налоговая отчетность. Чтобы не нарваться на штраф от налоговой службы, кооперативы, особенно крупные, должны будут иметь в своем штате бухгалтера. Поступающие от дачников платежи с точки зрения государства — налогооблагаемая база, а следовательно, нужно внимательнее подходить к расходам.
Взаимоотношения между дачниками из соседско-бытовых переходят в плоскость гражданско-правовых. Теперь просто отключить свет и воду у должника нельзя. Долги взыскиваются через суд, а значит, нужны подкованные юристы, которые бесплатно не работают.
Множество проблем возникает с участками, которые де-юре числятся в составе кооператива, но де-факто никем не возделываются. От такой земли сейчас лучше избавляться, чтобы не платить обязательства по земельному налогу, однако любые кадастровые работы опять же влетают в копеечку.
В новых условиях ответственность правления кооператива многократно возрастает, следовательно, за копейки заниматься такой сложной и рискованной работой никто не захочет.
Чем меньше кооператив, тем сильнее повысится содержание участка. По мнению экспертов, существование СНТ с 30-40 участками после нынешних изменений под большим вопросом.
Устройство крупных дачных кооперативов все больше будет напоминать госустройство в миниатюре. Тут будет своя власть в виде правления, обязательно найдется оппозиция, не желающая ни за что платить и всевозможными способами пытающаяся эту самую неугодную власть свергнуть, свой бюджет, который может оказаться как профицитным, так и дефицитным, и свои выборы председателя. Раз в пять лет.
Впрочем, убеждать дачников в том, что платить придется больше – работа неблагодарная.
По подсчетам Натальи Пушкиной, в ее кооперативе в этом году обязательные платежи вырастут в два раза.
Последние новости