— Вон там, видите, доски лежат? По ним спускаетесь на реку и идете на тот берег. Только вдоль вешек идите, там лед крепче.
Мы аккуратно пробираемся по обледенелым доскам, ориентируясь на ярко-желтую ленту, натянутую между вешками. Совсем рядом в проталине шумит вода: лед на реке встал еще не везде. Жители поселка Панозеро, расположенного на острове в Кемском районе, ходят этим путем каждый день.
На острове два населенных пункта: поселок и старинная карельская деревня, которую в 90-х даже включили в список Всемирного фонда охраны памятников культуры. В обоих поселениях живет около 300 человек.
От большой земли поселок и деревню отделяет река Кемь. Зимой на ней намерзает ледовая переправа, по которой ходят местные жители, приезжает фельдшер, ездят машины с продуктами, дровами и почтой. Летом остров и большую землю связывает старенький паром.
Хуже всего приходится в периоды ледостава и ледохода: по реке в это время ходить опасно, на пароме тоже не проедешь. Но сейчас у людей нет выбора: у судна на прошлой неделе разлетелся редуктор, и оно окончательно встало.
— Проблема с паромом накапливалась несколько лет: он был сделан лет 20 назад и был, по сути, самодельным, — говорит глава администрации Кемского района Юрий Разумейчик. — Все эти годы мы его ремонтировали, но сейчас техническое состояние таково, что ремонт практически невозможен.
Когда судно сломалось, местные жители стали публиковать в интернете видеоролики с призывом к властям приехать и помочь. Запросы в правительство региона направляли и районные власти. В минувшую субботу в Панозере побывал председатель карельского правительства Александр Чепик.
Паром был не единственным предметом разговора премьер-министра и панозерцев, но, несомненно, самым острым: на остров сейчас даже не доставить продукты. Конечно, в двух поселковых магазинах есть запас, которого хватит на пару недель. Да и районные власти ведут переговоры с торговыми организациями, чтобы как-то решить вопрос поставок.
Но сам факт того, что связь с большой землей практически потеряна, возмущает людей. Тем более, что, даже когда паром работал, перебраться с берега на берег было не так просто.
— Фельдшера повезли как-то – трос порвался, она застряла посреди речки, пока ее обратно к берегу не притянули, — говорит жительница поселка Раиса Гаврилова. – А по льду мы все время ходим, и проваливаемся, бывает. Недавно человек пошел встречать жену – провалился. Ходим по реке по темноте, с фонариком. Ну, это же не жизнь, просто мучение.
— Даже если медицинскую помощь взять: случись что с человеком – как он будет попадать в больницу? – продолжает еще одна жительница Панозера Ирина Болтромюк. – Был случай, когда женщина ногу сломала – ее на саночках на тот берег везли. А в 2014 году в середине апреля у меня родился ребенок, и мы с мужем и новорожденным сыном на руках пошли через реку. Только мы пробежали – всё, лед ушел.
Выслушав людей, Александр Чепик отметил, что у проблемы с переправой есть несколько путей решения. Один из них — строительство капитального моста. Однако такой проект обойдется в немаленькую сумму, учитывая широту реки и удаленность поселения от крупных магистралей. Наиболее вероятный путь — строительство нового парома либо с мотором, либо с тросовой переправой.
— Я думаю, что в ближайшую неделю мы дадим ответ, какое техническое решение выбрали для Панозера, — сказал Александр Чепик. — Это не стоит каких-то глобальных денег, и эту проблему нужно решать.
Таким образом, уже к весне в Панозере появится новое плавсредство. А пока панозерцем остается ждать появления безопасной ледовой переправы: чтобы ее наморозить, нужны стабильные морозы хотя бы в -10 градусов.
Последние новости