Следующая новость
Предыдущая новость

Жертвы манипуляции: в Карелии лишенные прав опекуны пытаются вернуть детей

25.12.2019 1:42

На прошлой неделе в соцсети появилось видео, на котором 15-летняя девочка просит президента России Владимира Путина вернуть ее вместе с младшей сестрой в приемную семью. Сейчас девочки находятся в Костомукше в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Видео вызвало большой общественный резонанс, дети и бывшие опекуны получили поддержку. Однако у уполномоченного по правам детей в Карелии Геннадия Сараева совсем другой взгляд на происходящее. «Республика» вместе с аппаратом детского омбудсмена разбирается в ситуации.

«Заместитель главы Кондопоги Спиридонов и представитель органов опеки Гнетнева одним росчерком пера сломали нам всю жизнь и не задумывались, что причиняют столько боли и зла нашей семье. […] Наши права нарушают, нас увезли далеко от родителей и родственников. У нас были родные родители, но они умерли, и нас взяли в приемную семью. Из приемной семьи нас забрали против нашей воли», — сообщает в видео девочка, сбивчиво читая напечатанный на бумаге текст.

Трое детей — две сестры и брат — с 2013 года проживали в семье Владимира и Ольги Семеновых. Опекуном несовершеннолетних официально был глава семейства. Родных родителей у детей нет: они умерли.

Приемная семья получала «опекунские» (порядка 12 тысяч рублей на каждого), кроме того, у Семеновых был доступ к счетам своих приемных детей, на каждый из которых ежемесячно поступало около 10 тысяч рублей — пенсия по потере обоих кормильцев.

Как рассказал Геннадий Сараев, у Семеновых есть четверо собственных детей, а информации о том, что супруги где-то официально работают — нет.

В июне этого года приемный сын убежал из дома. В аппарате уполномоченного по правам ребенка, рассказали, что подростка (мальчику 16 лет) обнаружили на улице сотрудники полиции. Он рассказал, что убежал из дома после ссоры с приемным отцом — тот якобы ударил его лопатой по спине. Кроме того, ребенок сказал, что и две его родные сестры также испытывали на себе жестокое обращение со стороны приемных родителей. Эти факты, говорят в аппарате, проверяют правоохранители. После слов старшего приемного сына органы опеки забрали всех неродных детей из семьи Семеновых.

Супруги неоднократно выступали в СМИ, пытались привлечь внимание общественности, хотели всех убедить, что детям будет лучше с ними. Так, например, Ольга Семенова писала в своей группе в соцсети, что приемный сын оболгал опекуна, «чтоб получить свободу для гулянок, сигарет и алкоголя», поскольку «познакомился с не очень хорошей компанией». Но помощник детского омбудсмена Карелии Екатерина Беседина уверена, что это не так: с семьей Семеновых она была знакома ранее, и старший приемный сын не производит впечатление «трудного подростка».

В июле этого года Кондопожский суд освободил Владимира Семенова от опекунства. Позже супруги пытались обжаловать это решение в вышестоящей инстанции, однако Верховный суд Карелии оставил его без изменений. Результат такой — старший приемный сын живет у родственницы в Кондопоге (поскольку школу он уже закончил и сейчас учится в местном техникуме), а двух его сестер определили в костомукшский центр помощи детям. В семью Семеновых дети вернуться уже не смогут. Таково решение суда.

Детский омбудсмен Геннадий Сараев уверен, что записать видеообращение к президенту решила не сама девочка — такое решение ей навязали бывшие приемные родители.

В конце прошлой недели Сараев посетил центр помощи детям в Костомукше и навестил девочек. Он рассказал, что выяснил как это видеообращение было записано.

«Есть свидетели, которые видели, что девочки записывали обращение президенту с женщиной. По фотографиям они узнали в ней Ольгу Семенову. Именно она и организовала эту съемку. Дальше она разместила ролик в своей группе в соцсети «О чем говорит Кондопога» (по информации Сараева, Семенова – создатель этой группы, число подписчиков — более 14 тысяч — прим. авт.). Эта акция организованная, девочки здесь — жертвы манипуляций. Как только они выходят на контакт с приемными родителями, у них портится настроение, они начинают проявлять протестные реакции. На мой взгляд, это эмоциональное насилие», – заявил детский омбудсмен.

Стоит отметить, что приемные дети Семеновых очень часто пропускали школьные занятия: старший брат помогал опекуну со строительством, а младшие сестры — сидели с малолетними детьми своих приемных родителей. Успеваемость была очень плохой.

Рассказал Геннадий Сараев еще один важный факт — в 2016 году кондопожские полицейские возбудили уголовное дело по признакам статьи «Присвоение или растрата». Тогда Владимир Семенов снял со счетов девочек 150 тысяч рублей, чтобы якобы потратить на путевки в летний лагерь. Однако позже отчитаться за эти деньги перед органами опеки он не смог. Дети в свою очередь путались в своих ответах: сначала утверждали, что побывали в лагере, потом стали это отрицать. В итоге расследование уголовного дела прекратили: у следователей не получилось доказать, что деньги пошли на личные нужды приемных родителей.

Когда девочек доставили в костомукшский центр помощи детям, их счета были пустыми.

«Тут математика простая — шесть лет трое детей были у Семеновых, умножим на 12 месяцев, а после умножим на 30 тысяч рублей (десять тысяч рублей — пенсия по потере кормильца на каждого ребенка). Больше двух миллионов рублей получается. А счета детей, напомню, пустые», — добавил детский омбудсмен.

В то же время, как говорит Геннадий Сараев, девочкам оказывается вся необходимая помощь в костомукшском центре.

«Там есть прекрасные профессионалы, которые помогают им со школьной программой. Их успеваемость заметно улучшилась», — подытожил детский омбудсмен.

Отметим, что «Республика» пыталась связаться с Ольгой Семеновой, чтобы максимально объективно рассказать об этой ситуации. На заданные журналистом вопросы женщина не ответила.

Источник

Последние новости