Следующая новость
Предыдущая новость

Живой ветер полотен Михаила Юфы

16.10.2019 4:03

В Городском выставочном зале до 20 октября открыта выставка «Жажда живописи», состоящая из шести десятков живописных работ классика карельского искусства Михаила Юфы из фондов Музея изобразительных искусств, Карельской филармонии и из частных собраний.

Несмотря на особенности советского времени, диктующего свои правила, Михаил Юфа остался художником, сохранившим свой взгляд на вещи. По словам его дочери искусствоведа Марии Юфа, трудно отнести живопись Михаила Юфы к какому-то отдельному течению. «Можно условно говорить о влиянии на него Ленинградской школы живописи, но и то не стоит, так как большинству читателей это ничего не скажет. Да и влияло на него много всего в истории искусства ХХ века. Скорее можно сказать, что его живопись сама по себе — стоит особняком в истории искусства карельского, сама по себе отдельное явление в нём», — объясняет Мария Юфа.

По словам художника Сергея Терентьева, когда обсуждалась идея выставки, была установка «посмотреть, наконец, что-нибудь про искусство, про живопись и про технологию».

— Обычно на больших выставках все начинают чествовать автора, говорить комплименты. А нам было интересно понять, из какой материи все это соткано. И еще важно было посмотреть на то, как это все смотрится сегодня, когда поменялись все концепции. Я вообще предлагаю пересмотреть все карельское искусство в контексте современного российского и европейского арта. Такой искусствоведческой работы до сих пор никто не вел, — считает Сергей Терентьев.

Путь художника в искусство был непростым. Он пережил и блокадное детство, и голодную эвакуацию и переезд из Ленинграда в Петрозаводск. По словам Марии Юфа, здесь ее отцу «пришлось притираться, вписываться, противостоять провинциальной рутине, диктату обкома партии и прочим вещам, не способствующим расцвету творческой индивидуальности». Но Михаил Юфа, по ее мнению, обладал такой силой энергии, что смог выстоять в этом контексте, в этой отчасти кислотной среде, и стать самим собой.

От зала к залу посетители видят, как меняется стиль художника от ранних работ к произведениям конца 1990-х. В последнем зале много «южных» работ художника. Экспрессия юга соответствует и темпераменту Михаила Юфы. Сергей Терентьев считает, что к концу жизни художник окончательно расслабился и его талант проявился в самой естественной для него форме.

Художник Артем Стародубцев отмечает, что в Петрозаводске сейчас появляется новый зритель, открывающий для себя ценности живописи. По его словам, организаторы как раз и хотели проверить, как воспримет живопись, в прежние времена считавшуюся почти революционной, современная публика. В эксперименте, в частности, приняли участие дети, занимающиеся в Арт-студии Майи Савчук.

— В этих картинах чувствуется энергия движения, неудержимая, не подконтрольная. Как будто вас несет куда-то во внутрь, в его царство. Наша задача была найти цветовую ассоциацию к выбранной работе с выставки и представить ее в виде некоего персонажа — живого ветра, — объясняет идею эксперимента педагог Майя Савчук.

Вот, что вышло у детей. Михаилу Юфе, наверное, понравилось бы.

Источник

Последние новости