— Елена Степановна, что из себя представляет Верховный суд Республики Карелия сегодня, сколько судей в него входят, какие дела рассматриваются в высшей инстанции?
— Верховный суд Карелии рассматривает по первой инстанции уголовные дела по так называемым квалифицированным убийствам (например, убийство с особой жестокостью, двух и более лиц), некоторые особо тяжкие преступления против половой неприкосновенности. Рассматриваются апелляционные жалобы на приговоры, решения по гражданским делам, вынесенные районными и городскими судами республики. Также Верховный Суд рассматривает по первой инстанции гражданские дела об усыновлении детей, находящихся в карельских детдомах, иностранцами, дела, связанные с гостайной. И третье – это административные дела, например, оспаривание результатов выборов депутатов Заксобрания Карелии, оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, что весьма актуально сегодня. Кроме того, Верховный Суд Карелии — это кассационная инстанция для районных, городских судов, мировых судей Республики. Если коротко, то так.
— Расскажите о самых резонансных, сложных судебных процессах последнего времени за которыми пристально наблюдает общество — это прежде всего коррупция. Какова статистика, есть ли рост таких преступлений?
— Действительно, по публикациям в СМИ мы видим, что жители следят за ходом рассмотрения определенных уголовных дел, которые имеют общественный резонанс, когда судят, например, высокопоставленных чиновников. И коррупционные процессы вызывают наибольший интерес. В среднем в республике в год осуждается около 50 лиц по этим статьям.
Количество осужденных за дачу, получение взятки и посредничество, увы, неуклонно растет. 28 лиц было осуждено по этим статьям в 2017 году. Наиболее резонансные дела— приговор в отношении Андрея Нелидова, бывшего главы республики, директора музея Кижи. Он осужден к восьми годам лишения свободы за получение через посредника взятки в особо крупном размере. Кроме того, ему определен штраф в размере 27 миллионов 500 тысяч рублей и он лишен госнаграды «Ордена Почета». Нелидов получил деньги от предпринимателей, которые хотели вести коммерческую деятельность на территории музея-заповедника на острове Кижи. Приговор Петрозаводского городского суда в апелляционной инстанции оставлен без изменений.
Ещё одно громкое дело — приговор в отношении Виталия Галкина, бывшего председателя контрольного комитета республики. Он совершил семь преступлений по части 5 статьи 290 Уголовного кодекса — получение должностным лицом через посредника взятки в значительном размере по предварительному сговору группы лиц. Второе преступление, которое ему вменялось, — злоупотребление должностными полномочиями. Окончательно он получил 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Еще один пример, когда суд первой инстанции вынес неоправданно мягкий приговор по коррупционной направленности. Некто Баженов пытался дать взятку должностному лицу — сотруднику правоохранительных органов — за сокрытие выявленных недостатков при возведении жилого дома, который строился на бюджетные деньги. Он получил семь лет лишения свободы со штрафом в 10 миллионов рублей, и Петрозаводский городской суд наказание посчитал условным, с учетом смягчающих обстоятельств. Однако приговор был опротестован прокурором города, и судебная коллегия Верховного Суда назначила реальное лишение свободы.
Бывает наоборот, когда суд первой инстанции назначал чрезмерно суровое наказание. Гражданин был осужден за злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести. Петрозаводский суд дал реальный срок. Защита обжаловала приговор в апелляционной коллегии, и Верховный Суд пересмотрел меру наказания и назначил условное наказание: человек был судим впервые, тяжких последствий от его действий не наступило, он содействовал следствию, и, кроме того, у него двое детей и жена не работает. Суд проявил милосердие и снисхождение. И это один из принципов правосудия: судебный акт должен быть справедливым.
— Что лично для Вас значат слова «правосудие» и «справедливость»?
— Не хочу называть какие-то прописные формулировки о том, что такое правосудие и справедливость. Но, вот, например, в словаре Даля эти понятия неким образом соединены. Это такой вопрос, на который вряд ли кто-то может исчерпывающий ответ дать. Что греха таить? Бывает так. Иногда судья вынесет решение, и все по закону, и все решено правильно, а удовлетворения нет, потому как судья понимает, что не милосердно это решение. Оно соответствует букве закона, но оно не гуманно. Так вот, для судьи высший пилотаж, чтобы было соотношение между справедливостью и законностью.
Еще, если понимать, что за каждым делом стоит судьба конкретного человека, чья-то боль, чья-то беда, то разве не имеем мы права говорить, что решением суда защищаются его права? Например, восстанавливается на работе незаконно уволенный, усыновляется семьей ребенок из детского дома, предоставляется земельный участок семье с ребенком-инвалидом или сирота получает жилье по решению суда.
— Елена Степановна, расскажите про суд присяжных. Многим этот термин известен только по фильмам, тем не менее в нашей стране этот институт правосудия получил новое развитие, и с июня дела с участием присяжных рассматриваются в районных и городских судах.
— С первого июня вступили в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которые предусматривают, что по ходатайству обвиняемого, по определенной категории дел, которые рассматривают районные и городские суды, дело может быть рассмотрено с участием судьи и присяжных заседателей. Прежде всего это убийства. На сегодня, я знаю, в Сегеже готовится к рассмотрению дело с участием присяжных.
После принятия нового закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ разослал указания о подготовке к этому очень важному изменению. И у нас в республике уже проведена эта работа. То есть, например, в зале суда должно быть специальное огороженное место для присяжных, должна быть комната, где присяжные будут отвечать на вопросы и решать, виновен или не виновен подсудимый, совершал или не совершал преступление, заслуживает или не заслуживает снисхождения. У нас в Карелии прошло обучение судей в районах. Суд присяжных — это очень сложный институт и очень сложная конструкция. Мы в Верховном Суде уже давно рассматриваем такие дела. Потенциальные присяжные проходят жесткий отбор, у желающих проверяют биографию, чтобы не было судимостей, юрист не может быть присяжным и так далее — много нюансов. Анкета для потенциальных претендентов — около шести листов.
— Сколько дел направляется в Верховный суд Российской Федерации?
— Не много. За год три-четыре наших дела корректируются Верховным судом России. Например, из последних — иск к одной из карельских телекомпаний по защите авторских прав. Речь шла об использовании видеоконтента канала «You Tube». В иске было отказано. Верховный Суд России отменил наше решение и направил дело на новое рассмотрение. И мы будем снова это дело изучать. Еще одно дело, когда бывшие супруги делили совместные долги. Мужчина взял кредит, оплатил его и просил у бывшей супруги половину от того, что заплатил. Суд в Карелии удовлетворил иск, но кассационная инстанция Верховного Суда РФ потребовала от мужчины доказать, что он не прогулял деньги, а потратил их на нужды семьи. Был еще ряд уголовных дел, которые были возвращены на новое рассмотрение.
— Каковы сегодня новые вызовы времени: изменения в уголовном кодексе? За какие виды преступлений сегодня ужесточается наказание?
— Я вынуждена констатировать, что изменения в законодательстве происходят каждый день и едва ли не по несколько. С 1997 года действует Уголовный кодекс России. То есть всего 11 лет, а в него внесено около 200 изменений и, наверно, они оправданы: ужесточилось наказание против половой неприкосновенности несовершеннолетних, за наркопреступления. Это, на мой взгляд, обоснованные, правильные изменения. С другой стороны, был декриминализован ряд составов преступлений. Например, теперь кража на сумму до тысячи рублей — не преступление, это теперь квалифицируется как мелкое хищение. То есть это административное правонарушение. Неуплата алиментов — теперь не уголовное преступление, а раньше мы судили за это. Если говорить о КоАПе, то с 2002 года в него внесено более 550 изменений. И это приносит свои сложности, но мы обязаны следить за изменениями. Раньше мы подклеивали новеллы законодательства прямо в кодексы, сейчас все можно посмотреть через интернет.
— Какие качества в служителях Фемиды вы цените больше всего?
— Если говорить о требованиях к судьям, то они очень просты: юридическое образование, отсутствие судимости, хорошее здоровье, отсутствие гражданства другого государства. Судьей Верховного Суда Карелии может стать 30-летний специалист с юридическим стажем семь лет. Нужно сказать, что сейчас отбор судей очень ужесточился на всех уровнях — и это правильно. У нас сейчас пять вакансий в Верховный Суд Карелии и семь — в районные и городские суды. Да, не все кандидаты проходят.
По-моему, прежде всего судья должен знать закон и уметь его применять. А если о личностных качествах говорить, то я назову все: хорошая память, повышенная внимательность, педантичность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, независимость, моральная устойчивость, способность переключать внимание, хладнокровие, четкая дикция, развитая интуиция, умение грамотно формулировать свои мысли письменно и устно… И еще. Некоторые мои коллеги говорят, что хороший человек — это не специальность, но, я считаю, что судья должен любить и жалеть людей. Без этого судьи нет.
— Елена Степановна, а случались в вашей практике какие-либо внештатные ситуации?
— Был случай, когда подсудимый, знакомился с уголовным делом и вырвал из него страницу и съел. На глазах у секретаря судебного заседания. Пришлось потом в установленном порядке восстанавливать документ.
«Бычок Василек почесал рог о стоявшую на обочине машину» — такой был иск совсем недавно. И владелица машины и хозяйка бычка долго спорили на заседании о сумме ущерба.
В одном решении молодая мировая судья написала: «Ответчица вытолкала из зала суда истицу в коридор своей высокой грудью».
Один пенсионер как-то обратился с иском к московской телекомпании за компенсацией морального вреда. «Я теряю покой и сон после ночного просмотра серий про Анжелику, маркизу ангелов, потому что она везде полуодетая. Но уж очень красивая», — написал житель Карелии. Мы отказали, конечно, в принятии заявления, но только потому, что ответчик в Москве и туда надо было подавать иск. Историй, в общем, много было за годы работы. Мы тоже какие-то байки собираем, рассказываем, смеемся.
Последние новости