Муниципалитетам необходимо серьезно задуматься над повышением доходов местных бюджетов. Есть ли для этого возможности и какие? С обсуждения этого вопроса началось заседание правительства республики на этой неделе.
Открывая заседание, глава Карелии Артур Парфенчиков отметил: бюджет республики сегодня формируется в довольно жестких условиях.
С одной стороны, сохраняется высокая долговая нагрузка. Ее снижение – одна из главных задач финансово-экономического блока правительства. Республика взяла на себя обязательства направить в этом году 20% собственных доходов бюджета на погашение рыночных заимствований. Это необходимый шаг, поскольку процентные ставки по таким коммерческим кредитам очень высоки.
С другой стороны, никто не снимает с Карелии и обязательств по повышению зарплат работникам бюджетной сферы в исполнение майских указов Президента. На эти цели, как сообщил и.о.министра финансов Александр Грищенков, необходимо более 600 миллионов рублей.
Республиканские власти проводят серьезную работу по повышению доходной базы региональной казны. Результаты, по словам Александра Грищенкова, есть. С начала года налоговые и неналоговые поступления в бюджет республики выросли на 25%, прогноз за пять месяцев перевыполнен на 14%. Особенно ощутимо увеличились поступления от налога на прибыль – в полтора раза.
В большинстве муниципальных образований рост собственных доходов тоже зафиксирован, хотя есть негативные примеры. Отрицательная динамика по поступлению доходов сложилась в Лоухском, Олонецком, Пряжинском, Пудожском районах. Кроме того, в половине районов республики отмечаются серьезные проблемы со сбалансированностью бюджетов.
Для того, чтобы стимулировать муниципалитеты к повышению доходной базы, республиканское правительство выдвинуло новое условие получения районами дотаций. Теперь финансовую помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности смогут получить те муниципальные образования, которые по итогам года покажут рост собственных доходов в установленных размерах. Об этом условии Александр Грищенков еще раз напомнил участвовавшим в заседании руководителям местного самоуправления.
Назвал руководитель Минфина и источники доходов, над которыми муниципалитеты не только могут, но и обязаны работать. Например, треть земельных участков в республике вообще не участвуют в хозяйственном обороте. Таким образом по земельному налогу местные бюджеты недополучают как минимум 78,5 миллионов рублей в год.
С арендой земли и муниципального имущества тоже есть проблемы. Сегодня задолженность по этим платежам по всем муниципальным образованиям составляет 493 миллиона рублей. И в половине из 18-ти районов и городских округов она с начала года выросла.
— По ряду территорий объемы задолженности сопоставимы на сегодняшний день с годовыми объемами поступлений от этих доходных источников, — заявил Александр Грищенков.
И.о. министра убежден, что муниципальные власти должны активнее использовать имеющиеся у них рычаги влияния. Недобросовестным арендаторам надо перекрывать доступ к муниципальной земле и имуществу, расторгать договоры аренды за накопленные долги, подавать судебные иски на неплательщиков. Жестче местные руководители должны контролировать и отчисления НДФЛ – здесь предприятия и организации тоже нередко пускаются на некоторые «хитрости». Например, по несколько месяцев используют удержанный уже с выплаченной зарплаты НДФЛ в обороте, вместо того чтобы перечислять его в бюджет. Александр Грищенков посоветовал муниципальным руководителям теснее взаимодействовать в таких ситуациях с налоговой службой.
Отдельная тема – нелегальная занятость и серые зарплаты. По данным Минфина, до 20% официального фонда оплаты труда сегодня не участвуют в налогообложении, то есть по сути находятся в тени. Консолидированный бюджет Карелии таким образом недополучает несколько миллиардов рублей.
Практика показывает, что только наказаниями, привлечением к ответственности и другими подобными методами вывести бизнес из тени невозможно. Легализация должна быть выгодной предпринимателям, считает Артур Парфенчиков.
Глава Карелии напомнил, что за последнее время республиканские власти сделали немало шагов навстречу предпринимательскому сообществу. Благодаря работе с федеральным центром значительно снижены тарифы на электроэнергию для малого и среднего бизнеса. На региональном уровне появились новые меры господдержки: безвозмездная передача имущества под открытие своего дела, компенсации затрат на приобретение оборудования, создание объектов туристической инфраструктуры, технологическое присоединение к электросетям, добровольную сертификацию продукции.
Но на местах предприниматели часто об этом не знают, отметил Артур Парфенчиков. Хотя муниципальным руководителям вполне по силам донести эту информацию до местного бизнеса.
— В небольшом поселении жители все знают: кто здесь принимает туристов, кто заготавливает лес, кто занимается камнеобработкой. И вы хотите сказать, что руководители местного самоуправления не могут разобраться с каждым таким случаем индивидуально? – обратился Артур Парфенчиков к представителям муниципалитетов.
К тем же, кто категорически отказывается выходить из тени, меры должны применяться жесткие. Если предприниматель хронически не платит за аренду земли или помещения – расторгать с ним договор. По поручению Артура Парфенчикова в Приладожье уже инициирована межведомственная инспекция мест приема туристов. Выездные инспекции совместно с налоговиками и представителями силовых структур будут проведены и в других сферах и других районах. Предприятия и организации проверят на предмет задолженности перед бюджетом и возможной нелегальной занятости работников.
Еще одной важной темой на заседании стало обсуждение новой модели государственных организаций по социальному обслуживанию населения. Ее предлагает министерство социальной защиты республики.
Суть в том, чтобы передать полномочия по соцобслуживанию ряда категорий граждан с муниципального на республиканский уровень, пояснила министр Ольга Соколова.
Сейчас социальные учреждения, хоть и имеют статус муниципальных, содержатся за счет республиканской казны, который ежегодно перечисляет местным бюджетам субвенции на эти цели. Объем достаточно значительный: в 2017 году он составил свыше 532 миллионов рублей, в текущем году – 681 миллион рублей. При этом к качеству исполнения полномочий на местах у министерства есть серьезные нарекания.
Например, штатная численность муниципального сектора в социальной сфере составляет свыше 1 600 единиц, при этом около 660 из них – это именно социальные работники, которые обеспечивают предоставление социальных услуг в основном на дому. Есть неразбериха с тарифами на услуги – в некоторых районах они явно завышены. В муниципальных учреждениях, расположенных в одной климатической зоне, наблюдаются диспропорции по средним зарплатам соцработников, несмотря на то, что уровень заработной платы в этой сфере регулируется майскими указами Президента. Не везде выполняются требования о доступности социальных услуг для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы установить единые подходы к управлению в этой сфере, обеспечить эффективный контроль, Минсоцзащиты предлагает создать 11 государственных бюджетных учреждений социального обслуживания, из них восемь – межмуниципальных.
— Услуги, которые сегодня предоставляются непосредственно для людей, как были на той или иной территории, так и останутся. Социальный работник, который сегодня предоставляет в конкретной деревне услуги на дому, он так и останется, только перейдет из муниципального учреждение в государственное, — пояснила Ольга Соколова. – Реорганизация касается именно системы управления.
Модель, предложенная Минсоцзащиты, была создана по результатам действия рабочей группы, в которую вошли в том числе представители органов местного самоуправления.
Тем не менее предложенный вариант, очевидно, еще не окончательный. Глава Карелии на заседании поручил еще раз подробно изучить вопрос. Новая модель должна создаваться не потому, что так будет удобно чиновникам. Она должна быть удобна для граждан, которые пользуются социальными услугами. И целью должно быть повышение качества и доступности социального обслуживания.
Последние новости