1 января в России стартовала мусорная реформа – масштабный переход к новой системе обращения с отходами. В этот день во всех регионах страны начали действовать единые операторы, отвечающие за работу с большей частью мусора на территории конкретного субъекта федерации (Карелия оказалась в числе пилотных регионов, где такой оператор приступил к работе 1 мая 2018 года).
Главная цель реформы – навести порядок в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и повысить экономическую эффективность отрасли. Для этого власти хотят в разы увеличить долю мусора, уходящего на переработку или используемого для выработки энергии. Это предполагает внедрение раздельного сбора, сортировки отходов на разные фракции и их последующей переработки на заводах.
С основной частью мусора всё понятно – для органики, картона и бумаги, пластика, стекла со временем появятся отдельные контейнеры, что позволит без лишней задержки отправлять их на переработку. Но есть виды отходов, которые нельзя просто выбросить в бак: они либо опасны, либо не помещаются в стандартные накопители. «Республика» рассказывает, что делать с таким мусором.
В России отходы делятся на пять классов опасности.
К первому классу относятся «чрезвычайно опасные отходы», способные необратимо нарушить экологическую систему. Ко второму классу – «высокоопасные отходы» (экологическая система сильно нарушена, на восстановление требуется не менее 30 лет). Отходы третьего класса наносят средний вред окружающей среде, восстановление занимает не меньше 10 лет.
К четвертому классу относятся малоопасные отходы, на восстановление от их вреда нужно как минимум три года. Пятый класс – практически неопасный мусор, не нарушающий экологическую систему.
Крупногабаритные отходы (КГО) нельзя выбросить в бак на обычной контейнерной площадке из-за их размера. К этой категории относится мебель, крупная бытовая техника, отходы текущего ремонта жилых помещений, сантехника. Не попадает в группу КГО строительный мусор, о котором расскажем отдельно.
Согласно ГОСТу, крупногабаритными считаются отходы, параметры которых превышают полметра в длину, ширину или высоту. На практике речь идет о мусоре, который просто не помещается в стандартные контейнеры, установленные на дворовых площадках.
Большая часть КГО не опасна для окружающей среды, поэтому для их перевозки не нужно оформлять специальную лицензию. По закону, такой мусор складируют в специальные бункеры или на отведенные под крупногабаритные отходы площадки.
Отвезти крупногабаритный мусор на предназначенную для него площадку можно самостоятельно. Если такой возможности нет, специалисты регионального Минприроды предлагают действовать следующим образом:
Если оставить крупногабаритный мусор на обычной контейнерной площадке, можно получить административный штраф.
К строительному мусору относят любые пришедшие в негодность стройматериалы: расколовшиеся кирпичи, обломки арматуры и балок, очищенную штукатурку, демонтированные напольные и настенные покрытия, отходы отделки и так далее. В ту же категорию попадает мусор, который образуется при расчистке места для строительства и сноса старых зданий, при разборке, реконструкции и ремонте сооружений, промышленных объектов, дорог и инженерных коммуникаций.
Такой мусор нельзя отправлять в обычные контейнеры – нарушение карается административным штрафом. Свалка строительных отходов в неположенном месте (рядом с водоемом, в лесу, вдоль дороги) грозит увеличением штрафа.
Вывоз строительного мусора лучше продумать заранее. Для этого нужно обратиться в свою управляющую компанию или к региональному оператору, где вам подскажут, кто его утилизирует.
В эту группу попадают все отходы, образующиеся в медицинских учреждениях и в аптеках. Их делят на пять классов опасности.
Класс А – отходы, не контактировавшие с биологическими жидкостями пациентов (например, с кровью или слюной). Сюда относятся канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, смёт от уборки территории, отходы больничного пищеблока. С таким мусором можно обращаться, как с обычными ТКО.
Класс Б – эпидемически опасный мусор. Эти отходы соприкасались с пациентами, поэтому их нужно обеззараживать либо в больнице, либо в специальной организации-подрядчике. Для этого используются химические методы (дезинфицирующие растворы) или термическая обработка.
Класс В – отходы с чрезвычайной эпидемиологической опасностью. В основном, это отходы из инфекционных отделений и микробиологических лабораторий, имевшие контакт с больными или их инфекцией. Тоже требуют обеззараживания.
Класс Г – отходы с токсикологической опасностью. Например, лекарства, не подлежащие употреблению. Их нельзя захоранивать.
Класс Д – отходы, содержащие радиоактивные элементы. Как и мусор класса Г, их нельзя захоранивать: утилизацией занимаются компании с лицензией на обращение с опасными отходами.
В июне премьер-министр Карелии Александр Чепик поручил региональному Минздраву заняться утилизацией медицинских отходов без привлечения сторонних подрядчиков. Этому предшествовала череда скандалов, когда опасный мусор из больниц обнаруживали на несанкционированных свалках в черте Петрозаводска. Поручение премьер-министра выполняется, рассказали “Республике” в ведомстве.
Интересно, что медицинские инструменты, которые люди применяют в домашних условиях, особым образом утилизировать не нужно. Таким образом, использованный шприц (который не мог не контактировать с кровью пациента) вполне можно выбрасывать в контейнер: российским законодательством это не запрещено.
Этот мусор относится к первому и второму классам опасности. Это вышедшие из строя электрические лампы с ртутью, ртутьсодержащие термометры и батарейки.
На предприятиях такие отходы должны храниться в отдельных контейнерах. Самостоятельно обезвреживать и перевозить на свалки ртутные лампы, термометры и батарейки нельзя. Этим должна заниматься специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию.
В Карелии нет полноценного пункта приема ртутьсодержащих отходов, рассказали «Республике» в Минприроды. В Петрозаводске их можно сдать в «Экомобиль» — передвижной пункт, запущенный компанией «ЮВИ-ПТЗ» по соглашению с городской администрацией.
Грузовик проекта «Экомобиль» раз в месяц ездит по городу и собирает исключительно ртутные отходы. График поездок можно отслеживать в сообществе экологов во «ВКонтакте». Пункты приема батареек есть также в гипермаркетах «Лента» и «Леруа Мерлен» в Петрозаводске. В «Леруа» можно сдать и ртутные лампы.
В результате эти отходы попадают в организации, имеющие право на обращение с отходами первого и второго классов опасности. В Карелии это компании «Меркурий» и «Природоохранный центр».
Отработавшие шины могут нанести серьезный вред окружающей среде, и выбрасывать в контейнер их нельзя. При этом в процессе переработки покрышек можно получить множество полезных компонентов.
Работать с отходами четвертого класса опасности, в том числе с шинами, могут организации с соответствующими лицензиями. До направления на утилизацию покрышки можно складировать не дольше 11 месяцев.
Жители Петрозаводска могут сдать отработанные шины в ПМУП «Автоспецтранс». Рядом с базой муниципального предприятия на Вытегорском шоссе, 82 установлен специальный контейнер. Бесплатно сдать отслужившие покрышки могут только физические лица, компаниям придется заключать с «Автоспецтрансом» отдельный договор.
За несколько месяцев муниципальное предприятие накопило более 100 тонн покрышек, рассказали «Республике» в мэрии. Как их использовать, еще не решили.
Первый вариант – построить пиролизную установку, которая позволит перерабатывать резину для отопления самого «Автоспецтранса». Если это посчитают нерентабельным, шины сдадут в Череповец – на предприятие, занимающееся переработкой отходов такого типа.
В районах Карелии сдать шины в переработку пока практически невозможно. Исключение — Кондопога, где этим занимается ООО «Эко-степ».
Последние новости