Большую часть семейной жизни Рихард Зорге и Катя Максимова провели порознь: она жила в Москве, служила на заводе авиационной промышленности, он добывал секретные данные государственной важности в Китае и Японии. Его казнили в 1944-м в Токио, она погибла в ссылке под Красноярском в 1943-м.
На презентации книги «Катя и Рихард», вышедшей в издательстве «Острова», директор Национального музея Михаил Гольденберг сетовал, что мы «ленивы и нелюбопытны», что порой мы сами не знаем, что являемся частью истории. Между тем в фильмах и книгах о Зорге найдется немного информации о его жене. Сохранилась только одна фотография, испорченная ретушью в редакции советской газеты, где они вместе. Почему?
Юрий Шлейкин презентует книгу о Кате Максимовой и Рихарде Зорге. Фото: Андрей Басов
Юрий Шлейкин:
— О Рихарде Зорге написано много книг. В них много правды и много неправды. Где-то Зорге изображен супершпионом, где-то — таким монстром, советским агентом. Кто-то говорил, что он не вылезал из кабаков в Японии и что у него было около сорока подруг и любовниц. Но если бы это было так, смог бы он столько сделать? За восемь лет им были отправлены в Москву десятки и сотни аналитических записок, много фотопленок. Когда его арестовывали, в его доме нашли тысячу книг на иностранных языках о Японии.
О Зорге снято 11 фильмов. Есть даже такой — «Как Зорге спас Москву», и там немножко, конечно, вранье, но историческая правда в целом сохранена. Всем женщинам рекомендую фильм «Рихард Зорге и Катя Максимова», снятый в 2014 году. Актриса, которая там играет Катю, в одной из сцен говорит: «Я, Катя Максимова, умерла 3 июня в больнице поселка Большая Мурта под Красноярском…» В большинстве картин о знаменитом разведчике о его жене Кате либо не упоминается, либо их отношения представлены как ничего не значащая связь.
О чем моя книжка? О любви, красивой и трагической. О красивой женщине. Красивом и сильном мужчине. О прекрасном и яростном мире, о времени и о памяти. О Зорге знают все, а о Кате — нет. Моя цель — предельно подробно рассказать о жизни Екатерины Максимовой.
В Петрозаводске сохранился дом, где жила большая семья Максимовых. Нынешний адрес: Суоярвская, 14, недалеко от бывшего Дома мод. Сейчас там живут Евгений Максимов, племянник Екатерины Александровны, с женой Татьяной. Есть предположение, что в этом доме, тогда расположенном в центре города, бывал сам Рихард Зорге. Документальных подтверждений приезда Зорге в Петрозаводск нет, но об этом говорили люди, близкие к семье Максимовых.
Екатерина Максимова и Наташа Юрьина. Капри. 1926 год. Фото из книги «Катя и Рихард»Катя Максимова в Италии. 1926 год. Фото из книги «Катя и Рихард»Екатерина Максимова (справа) с подругами на пикнике. Вторая слева — Оня Рыбкина. Петрозаводск 1930-е годы. Фото из книги «Катя и Рихард»
О характере жены разведчика, ее вкусах и увлечениях Юрий Шлейкин собрал достаточное количество сведений. Часть информации передала ему Наталья Ларцева, исследователь творчества Марины Цветаевой. Оказывается, ее мама, Оня (Анисья) Рыбкина была близкой подругой Кати. Они вместе занимались в театральной студии у Юрия Юрьина, который потом на несколько лет станет первым мужем Кати. Ей, Рыбке, Катя писала письма и открытки с Капри, где от чахотки умирал Юрьин.
Сохранились некоторые письма Кати к Рихарду, где она называет его Икой, письма Зорге своей жене, кофейная чашечка с иероглифами, присланная в Москву, кожаный плащ Зорге, его пепельница и наручные часы (сейчас они находятся в Государственном музее политической истории России), итальянский альбом с сотней фотографий Кати, Юрия Юрьина и его дочери Наташи. Между тем до сих пор еще очень много пробелов в биографии Екатерины Максимовой и много тайн, связанных с ее жизнью.
Только примерно известна история ее знакомства с Рихардом Зорге. Как она жила, годами не имея связи с мужем, за исключением очень редких сообщений? Рихард Зорге писал ей на немецком, она отвечала ему на французском. Автор книги «Катя и Рихард» пишет, что записки от Зорге Кате зачитывали специальные люди, на ходу переводя текст. После прочтения письма уничтожались.
Работа в цехе, где производились ртутные термометры, помешала Кате Максимовой выносить ребенка. Ей было тяжело его потерять. О ребенке мечтал и Рихард. Он писал, что если родится девочка, то ее нужно будет назвать Катей или другим именем на «К», а если мальчик, то его имя должно было бы начинаться с буквы «В».
Фотография из следственного дела Екатерины Максимовой. 1942 год. Фото из книги «Катя и Рихард»
«Я думаю, дорогая, что скоро я смогу приехать домой. Мне кажется, что ты захочешь меня увидеть, несмотря на то, что ожидание было слишком долгим, и я очень устал. Жизнь без тебя очень тяжела и идет слишком медленно», — писал жене Рихард Зорге в одном из последних посланий. Но они так больше и не увиделись.
Могила Кати Максимовой не сохранилась. Известно, что она была арестована по подозрению в измене Родине в 1942 году в Москве. В марте 1943 года она была приговорена к ссылке на 5 лет «за связи, подозрительные по шпионажу» и отправлена в Красноярск. Ее муж был арестован и приговорен к смерти, но ей говорили, что с Зорге все в порядке. В мае 1943 года Катя приехала в поселок Большая Мурта. Говорят, что ее взяли на работу санитаркой. Потом она сама попала в больницу с химическим ожогом. Остались вещи Кати: шерстяная юбка, теплая безрукавка и старые галоши.
Подзаголовок книги Юрия Шлейкина — «История неоконченного поиска». Возможно, у кого-то из петрозаводчан найдутся в семейных архивах документальные подтверждения приезда Зорге в Петрозаводск или артефакты, имеющие отношение к Екатерине Максимовой.
Последние новости