В конце минувшей недели в Петрозаводске команда студии «ИнтелКино» — режиссер и сценарист Елена Дубровская и автор проекта Виктор Меркулов — перед педагогами города провели презентацию проекта «Киноуроки в школах России».
«История проекта проста. Я написала детскую книгу, которая так и называется «Детская книга о самом главном». После презентации было много разговоров о том, что было бы здорово по рассказам снять художественные фильмы. Мы услышали — и по рассказу «За руку с Богом» сняли одноименный короткометражный фильм.
Дальше — больше. Стали поступать звонки и письма о том, что «мы по вашему фильму урок провели». Приходили буквально мешки писем из разных городов. И тогда у нас возникла идея: давайте действительно снимать фильмы системно, через них воспитывая молодежь», — рассказала Елена Дубровская.
Первый детский художественный короткометражный фильм «За руку с Богом» вышел 2015 году. К 2017 году было снято уже девять фильмов, а проект «Киноуроки в школах России» выиграл президентский грант в размере почти двух миллионов рублей.
Как считают авторы проекта, необходимо помнить, что кино должно не только развлекать, но и воспитывать. Особенно то поколение, которое сменит нас. Индустрия развлечений нацелена на воспитание человека потребления. В СМИ дискутируют на темы, которые должны быть второстепенными: игры актеров, бюджетов фильма, общепринятые штампы и тому подобное.
Как итог общество воспитывает граждан, легко поддающееся манипуляциям. Кинематограф, как и другие образцы массовой культуры, воспринимаются некритически, далекие от идеала нормы поведения незаметно становятся нормой жизни.
В противовес этому, по мнению авторов проекта, у детей необходимо с ранних лет формировать навыки критического и осознанного восприятия информации, вырабатывая у них привычку анализировать и оценивать любой фильм или мультфильм, который они смотрят.
«Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России» – это первый масштабный проект за последние 30 лет, в котором искусство системно становится на службу воспитания в школах страны.
Считается, что воспитательные фильмы скучно смотреть. В данном случае это далеко не так: после просмотра никто не остается равнодушным. Кинообразы передают уникальную творческую обстановку, царящую на съемочной площадке, и фильмы воспринимаются публикой как эмоциональная живая история. Но главное, что эти картины формируют у детей созидательные образы современных героев и учат их правильным моделям поведения в различных жизненных ситуациях.
Созданные детьми художественные фильмы – реальная альтернатива бездуховности и эгоцентризму, шаг в нравственное, культурное, созидательное будущее. Это один из наиболее эффективных инструментов формирования как сильной и успешной личности ребенка, так и общей развивающей среды в школе.
Параллельно каждому фильму для педагогов создаются методические пособия для проведения внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, распространению традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России», — рассказал автор проекта Виктор Меркулов.
В рамках проекта школьники смотрят короткометражные, продолжительностью около 20 минут, фильмы на определенную тематику. Каждый фильм разбирает одно нравственное понятие. Всего создана таблица из 99 морально-ценностных категорий. Например, «Дружба/вражда», «Героизм/трусость» и так далее. Перед съемкой фильма дети каждого региона знакомятся с ними и совместно выбирают тему.
Собравшимся на презентацию педагогам в качестве примера продемонстрировали два совершенно разных фильма. Картину «Новогодний подарок» представила Астраханская область. Фильм рассчитан на школьников младших классов. Он начинается с того, что бизнесмен Сергей привез новогодние подарки в детский дом. За праздничным чаепитием у него случается необычный разговор с маленькой девочкой, которая сообщает ему, что настоящий Дед Мороз исполняет только те желания, которые загадываются не для себя, а для пользы других.
Псковский фильм «Лошадка для героя» рассчитан уже на подростковую аудиторию. Оксана Колесова увлекается собой и музыкой. А если уроки ей неинтересны, так это вина педагога. На уроке истории о партизанском движении учитель дает девочке задание сходить в военно-исторический музей, где старшим научным сотрудником работает его бывшая учительница Любовь Петровна. Она знакомит Оксану с дневником ее сверстника, который во время Великой Отечественной войны пошел в разведку.
Сейчас свои картины представили уже 27 российских регионов. Всего планируется снять 99 картин. Фильмы доступны для просмотра на сайте «Российская электронная школа».
Однако идея киноуроков сводится не только к показу детям полезных фильмов. По замыслу авторов проекта, главное, чтобы на базе созданного каталога картин проводить регулярные коллективные киноуроки в школах, привлекая учеников к совместному обсуждению просмотренных произведений и организации общественно полезных акций. При этом школьники могут сами придумать то дело, которым они хотели бы заняться. Предполагается, что киноуроки будут проводиться во всех школах России один раз в месяц.
Для съемок фильма была разработана школьная акция «Киноэкология» по сбору школьниками макулатуры. Для участия региона в проекте школам республики необходимо собрать 200 тонн макулатуры или иных отходов. После выбора нравственного понятия создается, обсуждается и выбирается сценарий. Проводится кастинг — в роли юных героев выступают школьники региона, где снимается фильм.
По словам председателя парламентского комитета по образованию Галины Гореликовой, законодательная и исполнительная власти региона заинтересованы в реализации этого проекта на территории Карелии.
«Мы считаем проект важным для республики. Он направлен на воспитание подрастающего поколения. Не секрет, что в борьбе за качество образования, как правило, воспитательная составляющая выхолащивается. Меняются дети, меняются формы воздействия и очень важно успеть донести до них неизменные в череде поколений, основополагающие, базовые ценности. Конечно, мы не смогли остаться равнодушными к этому проекту и предложили его включить в план мероприятий Десятилетия детства в нашей республики. Более того, полагаю, что это может стать основным из ключевых мероприятий. Мы предложим свою тематику фильма. Включим и объекты культурного наследия, которыми так богата Карелия, чтобы сделать нас еще более узнаваемыми.
Главное не в том, что дети соберут какое-то количество макулатуры. Здесь важно, что они будут продюсерами этого фильма, будут писать сочинения на выбранную тему, будут предлагать свои сюжеты, обыгрывая ситуации, которые они видят, и с которыми сталкивались. То есть мы будем видеть не искусственно организованный фильм, а созданный на материале, который интересен современной молодежи. Для нас это крайне важно, потому что более всего человек дорожит тем, в чем он лично участвовал, куда он вложил свои чувства и эмоции», — отметила Галина Гореликова.
Последние новости