— Андрей, изобразите метроном!
Улыбчивый мужчина в костюме начинает ритмично цокать в микрофон. На сцене музыкальной школы имени Синисало готовятся к репетиции «Симфонической поэмы для 100 метрономов».
Это произведение венгерского композитора Дьёрдя Лигети в Петрозаводске исполнили впервые. Автор был мало того что талантливым, но еще и весьма экстравагантным: придумал пьесу, которую играют на приборах, отсчитывающих ритм.
— Партитура представляет собой аннотацию, где Лигети предлагает собрать сто метрономов и одновременно их запустить, — говорит декан исполнительского факультета консерватории Андрей Дикоев — тот самый, который участвовал в настройке микрофона. – Постепенно их завод иссякает, они останавливаются один за другим. В конце концов остается один-единственный метроном, звук которого в какой-то момент становится просто оглушающим.
Андрей Дикоев. Фото: ИА «Республика» / Алиса Смирнова.
Метрономы собирали по всему Петрозаводску целый месяц. Фото: ИА «Республика» / Алиса Смирнова.
Исполнители «Симфонической поэмы». Фото: ИА «Республика» / Алиса Смирнова.
«Симфоническую поэму» сыграли на концерте в честь 50-летия петрозаводской консерватории. Студенты подготовили небольшой перфоманс: метрономы в полной тишине выносят на сцену, все участники одеты в черное, атмосфера торжественная.
Приборов на сцене не сто, а около шестидесяти: механический метроном сегодня вещь редкая. Когда Лигети писал свое сочинение, они были в обиходе, а сейчас музыканты предпочитают соответствующее приложение на смартфоне.
Для исполнения симфонической поэмы гаджеты не годятся: метрономы должны останавливаться в случайном порядке. Поэтому приборы начали собирать по школам и музыкантам — знакомым и незнакомым.
— Мы сделали объявление в соцсети, после этого сбор метрономов у нас превратился во флешмоб. Мне пошли звонки, письма, сообщения: «Вот я знаю, что у друга моего друга есть метроном, я ему позвоню», «Я готова одолжить метроном, приезжайте на Кукковку, забирайте». Это были вещи удивительные, какая-то цепная реакция.
Студенты консерватории подготовили перфоманс, исполнять который предписал сам композитор. Фото: ИА «Республика» / Алиса Смирнова.
Солист. Фото: ИА «Республика» / Алиса Смирнова.
Наконец на сцене все готово, Андрей Дикоев дает команду, и метрономы запускают. Зал наполняется мерным шумом и стрёкотом. Какой-то из приборов солирует — не стучит, а мелодично позвякивает. Метрономы звучат вразнобой — такая вот своеобразная музыка.
Вообще-то большая часть сочинений Дьёрдя Лигети вполне традиционны. «Симфоническая поэма» была экспериментом, попыткой перехода от забавного к серьезному и даже трагическому. Эту пьесу композитор завещал исполнить на собственных похоронах.
— 20-й век вообще стал веком музыкальных открытий, порой совершенно переходящих грани как бы дозволенного и как бы благополучного, — говорит Андрей Дикоев. — Сотни композиторов по всему миру искали способы выражения содержания в звуке. 20-й век поставил такой вопрос: может ли являться музыкой стук метронома? А сегодня ответ совершенно очевиден: все, что ни звучит, то и есть музыка.
Собственно, музыкой может быть даже тишина. Это доказал американский композитор Джон Кейдж, который придумал произведение «Четыре тридцать три». Его суть в том, что в течение четырех минут и тридцати трех секунд исполнители сидят молча и не играют на инструментах.
— Как-то на «Умной пятнице» в арт-пространстве Agriculture я предложил слушателям вместе исполнить это сочинение, — с задумчивой улыбкой говорит Андерй Дикоев. – Таких оваций я не слышал никогда.
Метрономы стучат минут десять. Наконец один за другим останавливаются. В зале на несколько мгновений повисает тишина.
В версии петрозаводском консерватории «Симфоническая поэма» звучит около 10 минут. Рекорд — 29 минут в исполнении московской консерватории. Фото: ИА «Республика» / Алиса Смирнова.
Последние новости