Если заглянуть случайно в рабочий офис карельской компании «РосКвартал» в Петрозаводске, то можно подумать, что это какой-то студенческий IT-клуб: уютная обстановка, молодые люди сидят за компьютерами, укутавшись в пледы, с кем-то общаются по видеосвязи, иногда переговариваются друг с другом, шутят, выходят на кухню за чаем. Никаких дресс-кодов, галстуков, пиджаков и прочих традиционных атрибутов солидной фирмы.
Между тем «РосКвартал» — серьезный поставщик различных IT-сервисов и образовательных услуг для сферы ЖКХ в нашей стране. Клиенты «РосКвартала» — тысячи больших и маленьких управляющих организаций и ТСЖ по всей России, а молодые специалисты компании — это профессиональные консультанты, эксперты, программисты, они помогают дистанционно решать вопросы автоматизации управления жилыми домами. Всего в коллективе около 90 сотрудников. Не все работают в офисе, кто-то трудится удаленно. Клиентам от Калининграда до Владивостока необязательно общаться со специалистом при личной встрече — нужен только компьютер.
Один из основателей и исполнительный директор «РосКвартала» — суперфиналист конкурса «Лидеры Карелии» Борис Валит. Специальность Бориса — менеджер непроизводственных организаций. Он рассказал, что компания появилась благодаря удачному стечению обстоятельств: детское хобби и случай в 2014 году натолкнули троих молодых людей — компаньонов — на мысль о том, как можно зарабатывать деньги.
— Есть такое понятие — гик, то есть увлеченный человек. Так вот, я был гиком, я с 12 лет программирую, я был погружен в компьютеры, в написание различных простых игрушек. Это было моим хобби, а в какой-то момент я понял, что хочу этим заниматься вдолгую. Однажды мы с моим другом Владиславом полтора года пытались запустить несколько стартапов, жили какими-то надеждами. Мы запустили три неудачных проекта, но все равно были полны решимости продолжать работать. Мы тогда арендовали помещение, где нашими соседями были ребята, которые создавали свою управляющую организацию. Однажды они попросили нас сделать для них сайт — это тогда стало требованием федерального законодательства. Мы такого раньше не делали, но я почитал закон, в котором предъявлялись объемные требования к сайтам управляющих организаций по раскрытию информации. Мы сделали им сайт, это было в 2014 году. Через некоторое время мы нашли еще клиентов в Петрозаводске, а вскоре смекнули, что можно создать автоматическую систему обмена данными в государственной информационной системе ЖКХ. Сегодня мы уже работаем по всей России, — рассказал Борис Валит.
Борис Валит рассказал, что «РосКвартал» предоставляет управляющим организациям услуги, цель которых — избавить их от рутины, автоматизировать обмен информацией и в конечном счете помочь сосредоточиться на работе — качественно обслуживать многоквартирные дома.
В России сегодня существует большая электронная площадка — Государственная информационная система ЖКХ. На этой площадке все управляющие организации обязаны по закону раскрывать информацию о своей деятельности. Делать это они должны каждый день.
— Выставили они счет за работу, взяли новый дом в управление или провели осмотр дома — всё это они должны отразить в ГИС ЖКХ. Любой хозяйственный чих, который у них произошел по дому, они обязаны отразить в этой системе. Это требование федерального законодательства. Если данные не размещены, компании могут получить большой штраф, — пояснил Борис Валит.
У всех управляющих компаний есть свои сайты, и специалисты «РосКвартала» помогают из информационных систем компаний передавать данные в ГИС ЖКХ и наоборот — получать из этой системы нужные данные для собственной работы. Это одна из основных услуг компании.
В конечном итоге с помощью этого глобального ресурса — ГИС ЖКХ — жители могут контролировать работу организаций, которые обслуживают многоквартирные дома.
Борис Валит рассказал, что специалисты «РосКвартала» занимаются разработкой и внедрением различных услуг. Например, автоматизацией проведения общих собраний собственников многоквартирных домов. Юридически это очень сложный бюрократический процесс.
«РосКвартал» создал программу-инструкцию по проведению собраний собственников: специалист управляющей компании или председатель ТСЖ просто отвечает на вопросы, которые предлагает программа, и в итоге получает уже готовые документы. Уже проведено более 5 тысяч собраний по стране и составлена база данных повесток собраний на все случаи жизни.
— Например, жильцы дома хотят завести спецсчет по капитальному ремонту и уйти от регионального оператора. Для того чтобы сделать это правильно, нужно поставить на голосование пять вопросов. Председатель совета дома обычно ищет все в интернете, читает форумы, в итоге тратит время. Сейчас наш сервис позволяет выбрать вопросы, программа сама готовит бюллетени для голосования. Остается только поставить галочки и расписаться. Затем заполняется бланк с голосованием, и программа показывает, набрано нужное количество голосов или нет. К этому сервису мы прикрутили и онлайн-голосование — не нужно ходить по квартирам и носить бланки, можно проголосовать в программе на компьютере. Мы проводим тестирование сервиса в регионах, а наши коллеги в Нижневартовске уже провели такое дистанционное голосование.
Борис Валит рассказал, что внедрять инновации, такие как, например, онлайн-голосование, непросто. Государственные структуры — госжилинспекции, региональные министерства строительства и ЖКХ — просто не готовы все это переварить. У них не хватает специалистов и времени во всем этом разбираться. По этому поводу приходится вести длительную переписку.
Регионы очень сильно отличаются по уровню автоматизации сферы ЖКХ, по открытости к инновациям. Самые продвинутые в этом смысле — Татарстан, Московская и Ленинградская области, Мурманск, Екатеринбург, Новосибирск.
— Мы относимся пока что к замороженным регионам, где долго происходят какие-то изменения. Пока мы не в первой десятке в этом плане.
Жилищную сферу — управление домами — регулируют в России более 200 документов. Есть федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты, правила. Жилищный кодекс в России меняется каждые два месяца. Много разных противоречий. Разобраться в таком количестве документов непросто.
— Мы когда в 2015 году осознали, что специалисты сферы ЖКХ просто не успевают за всем этим следить, то стали находить экспертов, которые бы людей ежемесячно обучали, повышали их квалификацию. И мы проводим вебинары по всем нюансам и изменениям законодательства. У нас целый пул лекторов, узких специалистов по всей стране, — сказал Борис Валит.
«РосКвартал» создал онлайн-школу ЖКХ. Есть специальные уже записанные, подготовленные электронные курсы по работе в жилищной сфере.
Компания также делает упор на информационную работу, получена лицензия СМИ и зарегистрировано издательство «РосКвартал». На собственном портале есть актуальная информация по всем аспектам сферы ЖКХ, новости — это все бесплатно.
Борис Валит побывал в 20 регионах страны, где делился лучшими практиками регионов по работе в сфере ЖКХ. Было собрано много интересного. Например, компания в Питере проводит осмотры крыш домов с помощью квадрокоптера — почему бы не поделится таким опытом со всеми.
— Пару лет назад одна из управляющих компаний Мурманска получила премию «ВКонтакте» в номинации «Лучшая техподдержка». Они поняли, что люди общаются в соцсети, и заняли прочную позицию в своем городе благодаря общению со своей аудиторией, — сказал исполнительный директор «РосКвартала».
Борис Валит считает, что в сфере ЖКХ страны наметилась положительная тенденция к укрупнению и созданию сетевых компаний, предоставляющих жилищные услуги, появляются региональные операторы, например, по вывозу мусора, уходят с рынка мелкие управляющие компании и их место занимают крупные организации. Эта тенденция читается между строк в «Стратегии развития ЖКХ».
— 100 тысяч квадратных метров — это некий рубикон для управляющей компании. Если у компании в управлении площадь меньше, то к ней нужно присмотреться, как она работает и 100 процентов, что она где-то недорабатывает. По существующим требованиям у компании должен быть штат, технологии, которые стоят денег, техника и оборудование. И на маленьком количестве домов я вообще не понимаю, как они могут жить. На рынке должны быть профессиональные компании, и входной билет туда должен стоить дорого, чтобы не пришли какие-нибудь залетные, пошабашили и свалили с рынка. Сегодня входной билет на рынок стоит 40 тысяч рублей: регистрация и лицензия. А это вход в рынок, касающийся жизни человека. Если компания плохо управляет домом год, могут возникнуть очень большие проблемы.
В планах «РосКвартала» — запустить в декабре этого года новый электронный сервис — ЖКХ-маркет, где будут сосредоточены поставщики товаров, услуг, технологий, программ. Покупателями будут управляющие компании, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации, администрации городов.
— Это будет маркет-плейс для тех, кто занимается благоустройством домов, дворов и территорий. Это будет такой узкоотраслевой «АлиЭкспресс». У нас уже сеть поставщики.
Борис Валит также рассказал, что компания планирует в следующем году издать несколько учебников для специалистов ЖКХ. Актуальной литературы по управлению домами, по особенностям законодательства сегодня нет, она востребована, а значит найдет своего читателя.
Последние новости