В 2018 году в Музей изобразительных искусств Карелии были переданы архивы заслуженного работника культуры Карельской АССР, выдающегося художника, графика и живописца Константина Леонидовича Буторова (1922-1997). Вместе с рисунками, набросками и эскизами в музей попали рукотворные стенные газеты «Журналист», выпускавшиеся членами партийной и профсоюзной организаций КарелфинТАГа, сотрудником которого в годы войны был Буторов. Стенные газеты датированы, сотрудники музея называют их живыми свидетельствами времени. Стенгазеты выпускались к праздникам: к 1 Мая, а также под Новый год.
«КарелфинТАГ в годы войны выпускало стенгазеты. В советское время, вы знаете, это было очень популярно, такие стенные газеты выпускались прочти в каждой организации. Мне кажется, что такая газета в военные годы имеет особый смысл. Посмотрите, о чем они писали: в этом выпуске вы можете прочитать поздравления с Новым годом, советы, разные пожелания, обещания работать в новом году с усердием и напряжением. А самое главное — рисунок Деда Мороза, который тоже воюет, он с гранатой и автоматом», — рассказывает заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Музея изобразительных искусств Карелии Людмила Никифорова.
«В новогоднем номере всем знакомый Дед Мороз имеет и еще одно символичное значение. Мы знаем такую поговорку, что нам на войне помогал генерал Мороз. Для человека наших краев мороз был привычным делом, хотя, конечно, всё равно замерзали солдаты. Но для жителей других регионов это был опасный враг», — уточнила Людмила Никифорова.
По данным газеты «Карелия» № 48 от 7 мая 2005 года, в 1941 году вышло свыше пятидесяти «Окон…» в количестве от пяти до десяти экземпляров каждое. Такой небольшой тираж объяснялся тем, что все карикатуры рисовались вручную. По воспоминаниям Константина Буторова, выглядело «Окно…» так: на большом бумажном листе наклеивалась слева сводка Информбюро, а справа — сатирическое «Окно…». Когда поступала информация о положении дел на фронте, к ней рисовали плакат. В качестве подписей к рисункам использовали пословицы и поговорки. Затем оригинал плаката переводился под копирку на тираж, клеился на лист с текстовой информацией и шел к читателям. Вывешивались плакаты на окнах и заборах. Поскольку стенгазеты сразу приобрели большую популярность, возникла необходимость в большем тираже, поэтому к созданию сатирической газеты были привлечены художники Анатолий Шубин, Ольга Граф, Ксения Осипова, Константин Буторов и поэт Гудков.
Напомним, в сентябре 1941 года КарелфинТАГ эвакуировали в Медвежьегорск, а затем в Беломорск, где находились все правительственные учреждения республики, там же и продолжился выпуск «Окон КарелфинТАГа». В 1944 году агентство вернулось в освобожденный Петрозаводск, а «Окна…» продолжали выпускать до самой Победы. За весь период войны КарелфинТАГ выпустил свыше пятисот плакатов.
Последние новости