— Тут в принципе нет ничего особо сложного, — рассказывает Ксения Комиссарова, сидя на диване и обложившись пряжей, спицами и разноцветными схемами. – Это обычные жаккардовые узоры, я этой технике людей на своих курсах по вязанию учу.
Техника для опытной мастерицы, может быть, и правда несложная, но вещи у Ксении получаются совсем непростые. Красно-белые шапки, шарфы-хомуты и колпак – основа для будущего бренда карельской вязаной одежды.
— Мне вообще очень нравится северное вязание. В Финляндии, например, есть шесть видов традиционных свитеров, и каждый характерен для какой-то местности. Но если о Финляндии или Норвегии есть много данных, то о Карелии почти совсем нет. Все, что я находила, ограничивалось фразой: «Карелы вязали иглой», — продолжает мастерица.
Такая техника действительно существовала, и не только в Карелии. Это очень древний способ вязания, существовавший, когда спиц и крючков и в помине не было (это вообще очень «молодые» инструменты в арсенале рукодельниц). Большую иглу с крупным ушком делали из кости или дерева, с ее помощью из шерстяной нити плели полотно.
Но карелы наверняка владели еще какими-то техниками или как минимум имели характерные именно для этой территории узоры.
— Я нахожусь в процессе поисков и очень надеюсь, что все-таки что-то узнаю о культуре вязания в республике. Но пока я за основу взяла карельскую вышивку и перевожу узоры в схемы для вязания.
В поисках образцов мастерица перебрала горы литературы, пересмотрела сотни фотографий, а в последнее время часто бывает в музеях, где выставляют карельское народное творчество – вдохновляется и, бывает, находит что-то полезное.
Создание каждой шапочки — целая история. Сначала нужно нарисовать эскиз, а потом подобрать подходящие узоры. Для каждого Ксения создает схему, и это тоже процесс непростой: мотивы для вышивания не «заточены» под вязание, их приходится серьезно адаптировать. Узоры как правило получаются очень большими и не всегда красиво смотрятся на изделии — приходится «играть»: подбирать пряжу потоньше, упрощать рисунок.
Любимые узоры Ксении – растительные, хотя в традиционной карельской вышивке встречаются и фигуры людей, и фигуры животных. Еще один излюбленный мотив – птицы, которые у мастерицы почему-то получаются рогатыми.
— Я для них придумала кодовое название — «птицелоси», — смеется Ксения.
Из вышивки пришла цветовая гамма – белый с красным. Их чаще всего можно увидеть на полотенцах и рубахах, хотя карелы использовали и другие краски: синюю, зеленую, желтую.
Схемы пока существуют на бумаге, нарисованные фломастерами (не только красными: они быстро кончаются, приходится брать другие цвета). В будущем мастерица планирует все наработки перевести в электронный формат.
Идея собственного бренда возникла у Ксении год назад, причем за это время успела кардинально поменяться: сначала она хотела создавать одежду для детей. Потом поехала в Москву на обучение и уже там определилась с концепцией.
Отсутствие материала о карельском вязании мастерицу вообще не смутило: нет традиции – придумаем.
— Есть, например, такой исландский свитер – лопапейса. Это прямо символ страны, он очень популярен у туристов, его все покупают. Но суть в том, что он не традиционный, его придумали всего-то в прошлом веке. И я подумала: могу ли я сама создать вязаную традицию Карелии?
В коллекцию войдут самые разные вещи – свитеры, кардиганы, носки. Но пока мастерица в качестве образцов делает аксессуары – шапки, колпаки и шарфы. На них и времени уходит меньше, и пряжи.
Первая коллекция будет полностью в русле традиции: красно-белая, с самым простым кроем и узорами. Зато следующие будут максимально современными и модными: свитеры оверсайз, кардиганы с рукавом три четверти, вещи с какими-нибудь интересными воротниками. Можно поменять цветовую гамму: в этом году, например, очень модный цвет ультрафиолет, почему бы его не использовать?
— Сейчас очень многие стараются возродить традиционную деревню… Я не против такого, но считаю, что традиции можно вплетать в современность, делать их частью нашей жизни. Никто сегодня не ходит в кокошниках и старинных сарафанах, но использовать какие-то традиционные элементы в своем гардеробе – это же классно!
Первые образцы для коллекций Ксения делает вручную, но в будущем планирует отдать производство на аутсорс и заказывать вещи на предприятиях, которые будут их производить целыми партиями. В этом, пожалуй, главное отличие проекта от всего, что мастерица делала до сих пор.
— Мне не хочется, чтобы это выглядело как «я сижу на диване и вяжу, а потом продаю штучные изделия» — это я уже делала, и мне надоело. Вязать самой очень долго и экономически невыгодно. И потом, сложно руками создать две совершенно одинаковых вещи. Я уже сейчас общаюсь с крупными производствами, которые отвязывают изделия для разных брендов, и думаю, как организовать из всего этого работающий бизнес.
В том, что придуманная ею одежда когда-то станет масс-маркетом, мастерица сомневается, но такие вещи – теплые, красивые, карельские – вполне можно продвигать как туристический бренд.
Пока что, конечно, работа выглядит именно как вязание на диване, однако к августу Ксения собирается закончить образцы первой коллекции, красиво их отснять и показать в интернете — пусть люди посмотрят и оценят. А сейчас, говорит, важнее всего самодисциплина.
— Мне очень хочется сделать себе на осень свитер, но я не буду: надо работать над коллекцией. Я не покупаю ни пряжи, ни журналов. И даже в интернете не захожу лишний раз в магазины для рукодельниц: ничего никому не буду вязать, пока с карельским жаккардом не разберусь.
Последние новости