— Когда пчела выводится из ячейки, она пару дней осваивается, ничего не делает. Потом, когда окрепнет, занимается чисткой ячеек в улье, — рассказывает пчеловод Александр Волков. — Потом становится пчелой-кормилицей, кормит следующее поколение – личинки. В это же время она активно выделяет воск и строит соты. А дальше, дней через десять, совершает первый облёт, знакомится с местностью, запоминает, где находится улей и начинает работать на сборе мёда и пыльцы. Летом, в сильный медосбор, пчела живет 30-35 дней. Изнашивается и погибает вне улья.
О своих питомцах пчеловод из Ладвы знает всё. Он продолжает семейные традиции.
— Я потомственный пчеловод. У меня отец здесь, в Ладве, держал пчёл в конце 60-х — начале 70-х годов. Я тогда в школе учился, помогал ему, — вспоминает Александр. — Даже закончил заочно курсы пчеловодов в Киеве. Сдал экзамены в Ленинграде, получил квалификацию мастера пчеловодства. Перед выходом на пенсию я тоже решил заняться пчеловодством. В 2003 году купил первую семью, матку.
Сегодня на пасеке в 20 соток, которая находится недалеко от дома Волковых, более 50 ульев. Александр и его жена Светлана разводят пчёл карпатской породы. У нее есть недостатки: насекомые хуже переносят зимовку, не такие медоносные, как например, среднерусская порода. Но главное достоинство — карпатки не слишком агрессивные. Поэтому их можно держать в жилой зоне.
— Соседям даем мёд за неудобство, — улыбается Светлана. — Тут недавно маленькую девочку ужалили. Я взяла баночку, пришла, говорю: «Это пчёлка прощения просит».
Как и положено, пасека огорожена двухметровым забором. Пчёлы видят препятствие и поднимаются выше ограждения. Так случайное столкновение с человеком или домашними животными исключено. Пчеловоды предупреждают: в гостях у пчёл не шуметь, руками не махать. Не стоять напротив летка — на траектории вылета насекомых из улья. Пчёлам это не нравится.
— Был инцидент. Пришла сюда без защитной одежды — что-то надо было быстро принести. И мне под куртку одна, вторая — как полетели, — рассказывает Светлана. — Одна пчела ужалит — остальные это чувствуют и как охранники начинают нападать. Это не шутки. 300 укусов — летальный исход.
У пчеловода в руках дымарь: пчёлы инстинктивно боятся пожара. Когда чувствуют дым, набирают побольше мёда — готовятся к эвакуации. А с мёдом они жалить не могут.
Активный сезон на пасеке начинается весной. Как только воздух прогревается до +15. Александр проводит ревизию — проверяет состояние ульев: есть ли матка в семье, есть ли корм, нет ли плохих рамок, которые нужно удалить.
— Пчела, которая зимует, выводится в конце августа-начале сентября и живет где-то восемь месяцев – до марта-апреля. Весной происходит смена старой зимовалой пчелы на молодую. Эта пчела уже более сильная. Если старая может выкормить только одну личинку – себе на замену, новая — четырех. Так наращиваются силы семьи, — рассказывает Александр и достает из улья рамки с сотами.
Мёд считается зрелым, если восковые ячейки запечатаны. Пчёлы закрывают ячейки, когда выпарят из него лишнюю влагу и доведут до нужной кондиции. Такую рамку можно забирать, а на ее место ставить пустую.
В мае, когда зацветает ива, ольха, первоцветы пчёлы начинают собирать нектар и пыльцу. Но основной медонос для Карелии — иван-чай. Мёд из его нектара получается светлым, с легкой зеленцой, нежным вкусом и ароматом.
— Иван-чай хорошо выделяет нектар, когда температура воздуха выше +25. Жара для пчеловодов — подарок. В этом году очень хороший урожай. Три года не было такого, — говорит Александр. — В Карелии, как и в Финляндии, 35 килограммов с улья уже считается хорошим сбором. Но в этом году, я думаю, в среднем по 50-60 получится.
Заполненные мёдом рамки отвозят домой. Здесь в отдельном помещении стоит медогонка — центрифуга, в которой под действием центробежной силы мёд выкачивается из восковых сот. Но перед тем, как поставить рамки в медогонку с ячеек вручную снимают «крышечки». Их не выкидывают. «Крышечки» — ценный продукт пчеловодства, который называется забрус. В его составе — воск, секрет слюнных желез пчёл, пыльца, прополис и мёд. На дне опустошенных от мёда ячеек остается перга. Она тоже вкусная и очень полезная.
— У пчёл на задних лапках есть такие корзиночки, в которые они собирают пыльцу. Потом складывают её в ячейки, добавляют свои ферменты, трамбуют, консервируют. Так и получается перга. Её надо хранить в холодильнике, иначе может забродить. Очень полезно, по пол чайной ложки в день, — поясняют пчеловоды.
Еще один продукт пасечников — прополис. Это пчелиный клей, природный антибиотик. Им насекомые утепляют, дезинфицируют ульи.
В одной семье — порядка 10 тысяч пчёл. Хотя их, конечно, не считают. Взвешивают. Летом — 4-5 килограммов на улей. В хорошую погоду они заполняют пустые рамки дней за десять. Если в прошлом году Волковы собрали только 700 килограммов мёда, в этом рассчитывают на две тонны.
Чтобы продавать мёд необходимо ветеринарное свидетельство. Каждый сезон пчеловоды приглашают ветеринара, который проверяет пасеку, сдают на экспертизу пчёл и мёд.
— Сперва это было просто хобби – надо же чем-то на старости лет заниматься. Потом стало получаться, увеличились объемы, благодаря жене пошла реализация, — говорит Александр. — Чтобы пчеловодство окупалось и приносило доход, надо все продукты пчеловодства реализовывать.
Мёд, забрус, перга и прополис расходятся, в основном, по знакомым и постоянным клиентам. Волковы приезжают в Петрозаводск на ярмарки и праздники. 14 августа — в медовый спас — с разрешения епархии освещают и продают мед у Крестовоздвиженского собора на улице «Правды».
С розничными магазинами пчеловоды не связываются: пару раз супругов-пчеловодов обманули. Взяли под реализацию, а деньги не отдали. Раньше в столице Карелии проводили ярмарки выходного дня. Там мёд расходился очень хорошо, вспоминают супруги.
— Но теперь их не проводят. Видимо, решили, что местных продуктов у нас нет, — говорит Александр.
Расширять пасеку супруги не планируют — на двоих не хватит сил. Но любимое дело не бросят: «Пока силы есть, возможности есть, работаем», — улыбаются Александр и Светлана.
Последние новости