— Случаи у нас часто такие, про которые лучше никому не рассказывать, конечно. Комичного в работе не бывает. Всегда есть доля риска. Вот как-то один мужчина забаррикадировался в квартире — белая горячка. Мы дверь открывали. В щель мужик сначала ножи метал, потом посуду, и как-то удачно чайником мне попало в голову. Бровь рассекло. Шрам. Полицейские дебошира, конечно, скрутили, передали медикам, — Сергей Бреднев рассказывает, что на выездах спасателей КРПСС Карелии встречаются и совершенно неадекватные персонажи. Но выбора нет, приходится оказывать помощь всем — и живым, и мертвым. Готовым надо быть ко всему каждый день.
— В этом году на реке Писта на севере Карелии доставали из воды утопленника, байдарочника. Его было трудно достать — течение очень сильное. Технически пришлось всё прорабатывать долго. Тело туриста зацепило между камнями. Достали, конечно, — говорит Сергей Бреднев.
Сергей Бреднев окончил биологический факультет Петрозаводского госуниверситета в 1992 году и практически сразу попал на работу в поисково-спасательную службу. В этот год она была реорганизована — ее создали в Карелии на базе профсоюзного спасательного центра.
— Получилось, что попал на работу случайно, а остался на всю жизнь. Физподготовка у меня была неплохая, я занимался в турклубе «Сампо» в свое время, ходил в лыжные походы на север, пешком в горы, на байдарках. Всё это мне пригодилось.
Спасатель рассказывает, что азы профессии постигал на собственном опыте. Брались тогда за любую работу, и слова “нет” в то время не было. Снаряжения нормального тоже не было, что-то придумывали сами. Через пару лет стали покупать технику, стало получше.
Сергей Бреднев участвовал в спасательных операциях после крушения Ту-134 в 2011 году под Петрозаводском, помогал в работе после падения военного самолета в Бесовце, участвовал в спасательной операции на Сямозере, когда утонули дети в 2016 году. Были выезды на взрывы домов от бытового газа. Одно из первых заданий — ликвидация завалов после терактов в Москве. В сентябре 1999 года в столице страны террористы взорвали жилые дома на улице Гурьянова и на Каширском шоссе. В первом случае погибли 100 человек, во втором 124. Пострадали около 700 человек.
— Получилось так, что мы были тогда на курсах повышения квалификации. Нас подняли по тревоге. Работали на одном доме, через несколько дней прогремел второй взрыв, работали и там. Расчищали завалы. Живых людей там уже не было. Тяжелая трагедия была и на Сямозере, где погибли дети. Очень трудно всё это из головы выкинуть. Спасатели говорят, что со временем на работе чувства притупляются. Но многое остается в голове, — говорит Сергей.
Сегодня Сергей Бреднев — спасатель первого класса. Владеет одиннадцатью смежными специальностями, он водолаз, имеет горнолыжную и альпинистскую подготовку, кандидат в мастера спорта по пятиборью спасателей.
Он сам говорит, что не считал, сколько за годы службы спас людей. Но в личной анкете есть точная информация. В списке — сотни человек, которых он с коллегами вытащил из воды, вывел из леса, достал из разбитых в авариях машин.
Работа поисково-спасательной службы, можно сказать, сезонная: зимой ищут рыбаков, провалившихся под лед, летом — заблудившихся туристов и грибников.
— Давно, помню, было: один прокурорский работник в районе поселка Пай заблудился. Он с двумя товарищами пошел за морошкой и пропал. 22 дня ходил в лесу! Вышел в Ленобласти, его обнаружили. Обычно-то блуждают люди день-два. Шансы найти человека живым очень высоки до пяти дней, если нет мороза. Далее всё зависит от обстоятельств, от воли человека, от того, как он настроен. Самое главное и одновременно трудное в такой ситуации — подавить в себе панику. Нужно остановиться, подумать, успокоиться. Это главный совет тем, кто заблудился.
Коллега Сергея Бреднева — Вадим Терентьев — также рассказывает, что чаще блуждают в лесу пожилые люди. Детям он советует следить за тем, куда пошли родители, а лучше всего одних не отпускать в лес. Даже в знакомом месте пожилой человек может легко заблудиться. С возрастом нарушается способность нормально ориентироваться. И, конечно, надо брать с собой мобильный телефон. Одежду в лесной поход надо выбирать яркую, не надевать защитные камуфляжи.
Вадим Терентьев поступил на работу в Республиканскую поисково-спасательную службу в 1993 году, и он тоже спасатель первого класса. Вадим считает, что неправильно думать, будто работа спасателей — это какой-то ежедневный героизм. Каждый день приходится помогать людям, у которых произошли небольшие бытовые трагедии.
— Человек вышел на балкон и захлопнул дверь, мы спешим на помощь. Это такая наша социальная работа. Бывает, пожилой человек упал дома и не может подняться. Бывает, что скорая помощь привлекает нас. Больной, например, большого веса, медикам не справиться. Мы помогаем транспортировать. Раньше на аварии выезжали. Сейчас больше этим занимается МЧС, — говорит Вадим Терентьев.
Вадим рассказывает, что помощь нужна не только людям. Спасатели выручают из беды и животных. Как-то раз выехали снять с дерева кота, а оказалось, что его пришлось еще и от ворон спасать. Птицы чуть не заклевали домашнего зверя — и не зря. Кот залез в гнездо, где были птенцы. В итоге все остались целыми и невредимыми.
Указом главы Карелии Вадиму Терентьеву и Сергею Бредневу в этом году присуждено звание «Заслуженный спасатель Республики Карелия». Такое звание у нас в республике имеют не многие — только самые лучшие спасатели.
Последние новости