На конечной остановке общественного транспорта на улице Судостроительной в районе Ключевая в Петрозаводске пассажиры рассказывают, что основное и самое неприятное изменение этого лета в организации перевозок— повышение стоимости проезда на частных автобусах. Вторая претензия — несоблюдение расписания: вечером бывает автобусов не дождаться, а до конца положенного времени — до 11 часов — мало кто из водителей дорабатывает.
Руководитель управления городского хозяйства и транспорта петрозаводской мэрии Андрей Бекелев рассказал «Республике», что после повышения тарифов частных маршрутных компаний в среднем на 5 рублей — с 25 до 30 и 32 рублей в мэрию стали поступать жалобы. Администрация города направила обращение в региональное УФАС, чтобы антимонопольщики проверили, насколько обоснованно транспортные компании города повысили стоимость проезда. Ответа пока нет.
Андрей Бекелев пояснил, что согласно федеральному закону есть тарифы регулируемые — для муниципального транспорта и нерегулируемые — для частного.
«Мы устанавливаем муниципальному троллейбусному предприятию тариф и, соответственно, можем компенсировать им затраты. А частные перевозчики могут просто уведомить мэрию о повышении стоимости. Мы обращались в УФАС именно по повышению стоимости, и меня в этой истории смущает факт одномоментного повышения тарифа всех компаний перевозчиков. Понимаете? Это разные юрлица. У нас девять транспортных частных компаний, часть из них аффилированы, а часть нет. Но уведомления поступили чуть ли не в один день, и повышение цены было у всех одинаковое. Мы это рассматриваем как коммерческий сговор. Однако правовую оценку даст УФАС и суд», — сказал Бекелев.
Руководитель управления городского хозяйства и транспорта рассказал, что согласно федеральным законам, регламентирующим деятельность местного самоуправления и пассажирские перевозки, главное полномочие местного руководства — организация транспортного обслуживания жителей. Мэрия разрабатывает и утверждает маршруты, которые потом разыгрываются на торгах между перевозчиками. На первый взгляд, все просто.
«Но в 2о15 году поменялось законодательство. И согласно этим изменениям, перевозчики теперь могут вечно работать на маршрутах. То есть, поясню, раньше были договоры, которые мэрия заключала по результатам торгов с транспортными компаниями, теперь договоров нет, они все работают на основании так называемых свидетельств, которые де-юро и де-факто заключены на неопределенный срок. То есть они через каждые пять лет пролонгируются, если, конечно, перевозчик сам не выразит желания уйти с маршрута. И сейчас нам часто горожане говорят: поменяйте перевозчика, разыграйте снова конкурс. Но по закону мы не можем так делать», — сказал Андрей Бекелев.
Руководитель управления мэрии также пояснил, что в федеральном законе, регламентирующем пассажирские перевозки, есть несколько положений, по которым транспортную компанию можно лишить лицензии. Но это должны быть абсолютно критические нарушения. Например, если в течение нескольких дней на маршрут не выходит ни один автобус. То есть, когда где-то отменяется рейс или просто автобусы не работают по графику — до конца смены — это не критические случаи, за это перевозчику может грозить штраф.
«Мы — специалисты мэрии — регулярно проводим плановые проверки, фиксируем случаи, когда не соблюдается интервал и расписание, согласно полномочиям городской администрации, мы составляем протокол и направляем его в Ространснадзор. Законодательная практика меняется постоянно, за три года поменялась три раза. Сначала мэрия сама привлекала перевозчиков к ответственности, затем Ространснадзор направлял протоколы о нарушениях в мировой суд, теперь управление Ространснадзора само штрафует нарушителей», — рассказал Андрей Бекелев.
Люди жалуются в мэрию и на грязь в автобусах и на то, что большинство частников не работают по графику: после 21 часа автобусы ходят редко, зачастую их нет вообще. Количество таких жалоб ежегодно примерно одинаковое. В ходе рейдов факты подтверждаются, перевозчиков штрафуют. Это на сегодня единственная мера воздействия на нерадивых бизнесменов. Но административные штрафы за нарушения правил перевозки — не драконовские. В среднем — до 25 тысяч рублей.
Введение онлайн-касс положительно сказалось на работе троллейбусного управления. Люди уже оценили удобство безналичного расчета. По словам Андрея Бекелева, сейчас примерно 15% пассажиров оплачивают поездки по безналу. Немного вырос и пассажиропоток.
Троллейбусное управление согласно закону купило оборудование к 1 июля этого года и уже работает с безналичным расчетом, а частные перевозчики пока не спешат этого делать. Для них придумана некая отсрочка. Андрей Бекелев сказал, что само применение закона непонятно: почему одни обязаны перейти на онлайн-кассы вовремя , а другие нет?
«Какая-то мутная это история. Никто конкретный ответ даже в налоговой службе не дает — онлайн-кассы — это их надзорные полномочия. Я поручил составить соответствующий запрос в Федеральную налоговую службу России. Изменение в законодательство приняли, а как будто в Кодексе об административных правонарушениях (в пункте о штрафах за отсутствие онлайн-касс — прим. ред.) будет некая отсрочка, и частных перевозчиков не будут за это привлекать. Как так?» — недоумевает Андрей Бекелев.
На переговорах с предпринимателями-перевозчиками обсуждалось несколько схем введения онлайн-касс. Рассматривался вариант объединить систему онлайн-платежей муниципального и частного транспорта. Но разность тарифов и сложная система учета денежного оборота не позволили этого сделать. Пока ни один частный предприниматель не установил онлайн-кассы.
Тролллейбусные перевозки в Петрозаводске субсидируются из городского бюджета. Если в прошлом году муниципальный электротранспорт получил 107 миллионов рублей. В этом году пока предусмотрена компенсация в 54 миллиона рублей, но скорее всего к концу года сумма будет аналогична прошлогодней субсидии, говорят в администрации.
Андрей Бекелев сообщил, что в троллейбусном управлении города уже проведены все возможные оптимизационные мероприятия и о каких-либо новых мерах экономии пока речи нет. Электротранспорт дорогой. Снижение тарифов на электроэнергию в прошлом году позводило ежемесячно экономить до полутра миллионов рублей, это приличные деньги, но затраты все же превышают доходы. По словам Андрея Бекелева, маршрутная троллейбусная сеть не закрывает всю территорию города и это тоже ограничивает возможность перевозок электротранспортом, закрытие городских мостов также не лучшим образом сказалось на доходности муниципального транспорта.
«В настоящее время мы ведем переговоры с рядом субъектов России, чтобы по возможности они могли нам предоставить высвобождающиеся транспортные средства в хорошем состоянии. Мы не скрываем, за счет бюджетных средств купить новые троллейбусы для города крайне сложно. Но сохранять и поддерживать экологичный электротранспорт надо», — сказал Бекелев.
Последние новости