Заседание началось с того, что защитник зачитал протокол допроса золотого медалиста — выпускника Ленинградского военно-политического училища имени Андропова, бывшего прокурора и зампредседателя суда города Сланцы, бывшего заместителя министра юстиции Карелии и руководителя Государственного контрольного комитета республики, трудоголика, примерного семьянина, спортсмена и активного общественника Виталия Галкина. Показания подсудимого — рассказ о том, как он и его коллеги по ведомству выстроили систему получения взяток за выдачу разрешений на торговлю спиртным. Когда адвокат закончил читать, судья задал, по его словам, один из самых важных вопросов.
— Вы работали в органах прокуратуры. Вы работали в суде. Я хочу понять, почему?..
— Для меня это был самый важный вопрос по этому делу. Все остальное не имеет никакого значения для меня. Все, что касалось оглашения показаний, — это для меня обстоятельства, наверное, не важные. Самое главное, что я понял, почему очень долго-долго молчал по этому поводу. Первая причина: я не хотел врать. Вторая причина связана с тем, что мне было очень совестно перед рядом людей, как перед своими близкими, детьми, которых я этому не учил, и перед теми людьми, с которыми я познакомился здесь и которые мне доверяли, — сказал Виталий Галкин.
Виталий Галкин. Фото: Николай Смирнов
10 июня 2017 года бывший руководитель контрольного комитета Карелии дал явку с повинной и детально рассказал следователям о том, каким образом все происходило…
…В марте 2015 года Виталий Галкин был назначен на должность председателя Государственного контрольного комитета Карелии.
В ведомство трудоустроился и Алексей Бобылев, который возглавлял управление контроля за оборотом алкогольной продукции. Водителем работал Евгений Окладников. В число задач управления Бобылева входило лицензирование розничной продажи алкоголя, а также производство по делам в сфере административных правонарушений при продаже алкоголя.
«Я не назову точную дату, когда мы с Бобылевым и Окладниковым стали получать взятки от коммерческих организаций за лицензии и иную помощь в этой области. Но договорились мы с моими подчиненными примерно с лета 2016 года о получении самой первой взятки, однако первую взятку получили в октябре от ООО «ЕДА».
Из протокола следует, что какое-то время подсудимый раздумывал о возможности получать дополнительную выгоду от занимаемой должности.
«Я видел, что работа по предоставлению лицензий в управлении Бобылева шла без каких-либо заминок и еще почему бы не получать за это дополнительную плату».
Галкин пояснил, что срок, за который комитет обязан предоставить лицензию, — 30 дней. То есть чиновники могли выдать разрешение на следующий день после заявления организации, а могли и на 30-й день. Возникли ситуации, когда фирмам срочно нужно было получить лицензию.
Алексей Бобылев. Фото: ИА «Республика»
«Один раз Бобылев принес мне проект такой лицензии ранее чем на 30-й день. Кажется, это было в «Пятерочке». Меня возмутило, что Бобылев принял за меня такое решение. Я решил, что теперь сам буду принимать решение, кому предоставлять эти лицензии в ускоренные сроки. Естественно, не бесплатно, а за деньги. Я понимал, что с точки зрения закона это называется взятка. Но я решил получать не крупные суммы и не лично».
Из показаний Галкина следует, что он инициировал встречу с будущими подельниками, Бобылевым и Окладниковым, и предложил им вариант дополнительного заработка. При этом водителю вновь созданного криминального трио отводилась роль промоутера-курьера: он должен был искать потенциальных пользователей криминальной услуги, а кроме того, передавал деньги от клиентов. Начальник управления Бобылев брал на себя бремя бумажной работы — оформлял документы. Сам подсудимый ставил решающий автограф или, если сам отсутствовал, давал указание заместителю ведомства подписать лицензию.
Фото: Николай Смирнов
Сумму взятки определяли по обстоятельствам. Уже осенью 2016 года Евгений Окладников сообщил Галкину, что его друг, владелец кафе «Еда» хотел бы воспользоваться «услугами» чиновников — получить лицензию на торговлю спиртным в короткие сроки. Поскольку нарушений у бизнесмена не было, то много денег требовать не стали, запросили 15 тысяч рублей. Через некоторое время Окладников принес Галкину деньги, и тот поделил их по-братски: пять тысяч оставил себе, десять отдал подельникам.
На встречи обычно ездили на служебном «Фольксвагене». Зимой 2016 года приехали с проверкой в Пряжинский район в придорожное кафе у развилки федеральной трассы, владельцем которой был знакомый водителя, желающий получить лицензию.
«Кафе визуально не вызывало нареканий, и я сказал Окладникову, что так как в кафе его друг, то пусть платит взятку в разумных пределах, сколько сам сможет»
Водитель-подельник через некоторое время принес 20 тысяч рублей. Это был декабрь 2016 года. 10 тысяч Виталий Галкин оставил себе, десять отдал коллегам. Но лицензию кафе получить не успело — взяточников к тому времени задержали.
Еще один эпизод — взятка от хозяина кафе «Генацвале» в Петрозаводске. Конец октября 2016 года. Предприниматели планировали расширить бизнес и получить лицензию для новой точки. Однако в контрольный комитет поступила информация, что там уже торгуют спиртным без разрешения. Бобылев и Окладников отправились в увеселительное заведение и под видом посетителей приобрели алкоголь. Выпили, а заодно и удостоверились, что действительно торгуют. Сфотографировали все на мобильный телефон и рассказали об этом своему шефу. Виталий Галкин решил лично удостовериться в нарушениях и попросил коллег отвезти его в общепит. Уже на следующий день были подготовлены документы для выездной проверки. Работники комитета особо не затягивали — отправились шерстить кафе в выходной день, все фиксировали, составляли протоколы и изымали продукцию. А в это время в заведение приехали владельцы и вступили в разговор с комитетчиками.
«Я объяснил, что являюсь председателем контрольного комитета, что наше ведомство решает, получит ли кафе лицензию или нет. Один из мужчин оказался хозяином кафе».
Фото: пресс-служба Росалкогольрегулирования
Дальнейшие переговоры с предпринимателем вел Окладников, который договорился о взятке за получение разрешения на торговлю спиртным. Хозяин привез деньги — 70 тысяч рублей. 40 тысяч Виталий Галкин взял себе, по 15 получили коллеги.
Документы проверки подельники решили уничтожить и не распространяться по этому поводу в стенах ведомства.
Еще один эпизод связан с проверкой фирмы на улице Зайцева в Петрозаводске, у которой были нарушения. Все пошло по накатанной дорожке: туда отправился Бобылев, поверка была проведена задним числом, нарушений в документах не было, фирма получила лицензию на торговлю спиртным, при этом не забыв отсчитать комитетчикам 50 тысяч рублей. Виталий Галкин взял половину суммы, остальное отдал коллегам.
Услуга чиновников контрольного ведомства пользовалась спросом. Эта же фирма с улицы Зайцева решила открыть новое кафе на улице Онежской флотилии и попросила ускорить получение разрешительных документов до нового года — за 25 тысяч рублей. Но получить лицензию бизнесмен не успел: чиновников-коммерсантов схватили 22 декабря.
В показаниях Галкин называет еще одно кафе в Петрозаводске, хозяин которого также заплатил 70 тысяч рублей за выдачу разрешения торговать спиртным. Опять была фиктивная проверка, и чиновники поспешили выдать лицензию.
Далее в середине ноября в комитет поступила информация, что незаконная торговля алкоголем идет в «Кафе Солнцевой» на проспекте Александра Невского. Нарушения были зафиксированы, было написано заявление с просьбой привлечь к ответственности заведение. Но фирма ООО «Бухара» не являлось ни соискателем лицензии, ни лицензиатом. Соответственно, самостоятельно проверку комитет проводить не мог, и к делу подключилось МВД по Петрозаводску.
Перед проверкой силовиков Бобылев и Галкин отправились в кафе, купили бутылку водки и стали наблюдать, как полицейские изымают алкоголь.
«Я подсказывал им, как правильно все описывать и составлять протокол».
Виталий Галкин. Фото: Виталий Голубев
Повлиять на ход проверки комитетчики не могли по понятной причине — ее проводили полицейские. Но позже, когда выяснилось, что хозяин заведения готов раскошелиться, Виталий Галкин придумал новую комбинацию, чтобы дело выделили в отдельное производство по административному нарушению…
Хозяин должен был заплатить 70 тысяч рублей за то, чтобы материал проверки остался без движения. Это было за два дня до ареста. Через какое-то время хозяин принес 35 тысяч рублей, остальные обещал привезти позже. Деньги были поделены — 15 тысяч Галкин оставил себе. Там была и меченая купюра, которая потом стала доказательством взятки. Остальные деньги, судя по показаниям, Виталий Галкин успел потратить. Половину суммы получить так и не удалось.
Галкин обвиняется в семи преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки), и в злоупотреблении должностными полномочиями (285 УК РФ). Под стражей он находится с 22 декабря 2016 года. Как судья, он понимает, что явка с повинной, хоть и заявленная с некоторой задержкой, а также деятельное раскаяние могут смягчить приговор.
— Я совершил ошибку, за которую сам себя корю. Мне крайне совестно, но, тем не менее, это случилось, — сказал суду экс-руководитель контрольного комитета.
В финале заседания Виталий Галкин пересказал своими словами мудрость Конфуция о том, что главное — уметь ответить за поступки, которые совершаешь, и причины своего поступка Галкин видит только в себе.
Виталий Галкин
В суде выступили несколько свидетелей, которые дали положительные характеристики бывшему чиновнику. Адвокаты представили более десятка ходатайств также с положительными отзывами о Виталии Галкине. Следующее заседание намечено на январь 2018 года. Суд предполагает рассмотреть состояние здоровья арестанта.
Водитель Государственного контрольного комитета Карелии Евгений Окладников уже осужден — он наказан условно за посредничество во взяточничестве. Суд учел явку с повинной и приговорил бывшего водителя госкомитета к трем годам лишения свободы условно. Алексей Бобылев получил реальное лишение свободы — 4 года в колонии строгого режима со штрафом в 1,5 миллиона рублей.
Не так давно на пресс-конференции в Следственном комитете по Карелии журналисты задали вопрос о самом удивительном коррупционном деле 2017 года.
По словам начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры республики Дмитрия Егорова, уголовное дело в отношении Виталия Галкина оказалось для него самым удивительным.
Егоров пояснил, что, во-первых, дело началось с одного эпизода, а за ним вскрылась целая система. А во-вторых, руководитель, который должен был по долгу службы бороться с коррупцией, сам попался на мелких взятках.
Последние новости