Верующие жители Карелии в большинстве своем исповедуют православие. Обратили карел давно: если верить Лаврентьевскому списку Новгородской летописи, массовое крещение случилось в 1227 году. Предание гласит, что оправославить язычников-карел решил князь Ярослав Всеволодович — отец Александра Невского.
Среди вепсов православие распространилось немного раньше, в XI — XII веках. Конкретную дату в этом случае назвать нельзя, но к моменту крещения карел вепсы уже в основном новую религию приняли.
Но даже после крещения карелы оставались верны языческим традициям. Они продолжали поклоняться стихийным силам природы, верили в очистительную силу огня, подчиняли свою жизнь лунному циклу.
Язычество среди карел преобладало до конца XVI века, когда православие окончательно стало господствующей религией. В это время народы, живущие на территории республики, уже подчинялись власти московского государя.
Но и после этого карелы приняли христианство в лучшем случае наполовину. Они крестили детей, отпевали умерших, венчали новобрачных, носили нательные кресты. В то же время простые люди практически не соблюдали постов, редко исповедовались, во время церковной службы разговаривали и шумели.
Религия — ключевое различие между родственными карелами-вепсами и финнами. Финны несколько веков назад приняли лютеранскую версию протестантизма, произошло это по причинам историческим и географическим. Финны традиционно находились в зоне влияния шведской культуры, и религия не стала исключением. Этот выбор сказался на мировосприятии целого народа.
Религиозные различия карел и финнов наглядно проявились в начале XVII века, когда Северное Приладожье перешло от России к Швеции. Населявшие эти земли карелы совершили массовый исход в глубь русских земель. Причин было несколько, но одна из главных — карелы не хотели переходить в лютеранство. К этому времени они (по крайней мере, на уровне привычек) с православием смирились и приняли как свою веру.
Сегодня главный православный храм Карелии, главный храм Петрозаводской и Карельской епархии — кафедральный собор во имя Александра Невского.
Строился он как заводская церковь, на пожертвования мастеровых Александровского завода. Руководство объявило конкурс проектов, в нем участвовали три архитектора (среди них — создатель здания Смольного института Джакомо Кваренги).
Победил проект петербургского архитектора Александра Постникова: только он уложился в бюджет. Но когда стройка началась (в 1826-ом), стало ясно, что собранных пожертвований катастрофически не хватает. На выручку пришла государственная казна.
Освятил церковь в 1832 году первый епископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатий. Главный престол храма освятили во имя Александра Невского, боковые приделы посвятили Троице и Николаю Чудотворцу.
Мастеровые завода крестили в храме своих детей, венчались в нем, там же их отпевали.
После прихода Советской власти — в 1929-ом — церковь закрыли. Обезбоженное здание передали краеведческому музею, снесли пять куполов и соорудили внутри межэтажное перекрытие.
В конце двадцатого века собор вернули епархии, осенью 1993-го началась реставрация храма. Внешний вид восстановили, позолотили купола.
В мае 1995-го епископ петрозаводский и карельский Мануил провел в храме первый торжественный молебен. Спустя год установили православные кресты. В июне 2000 года патриарх Алексий II освятил храм, и он стал кафедральным собором Петрозаводской и Карельской епархии.
Полный текст «Вера / Usko» национального проекта «Уроки карельского».
Последние новости