Традиционные карелы жили большими семьями: в одном доме несколько поколений. Главный — мужчина, потом жена, сыновья, дочери, внуки. Детей всегда было много.
Детство карелы (да и финны, и вепсы) рассматривали как одну большую подготовку к главному — взрослой самостоятельной жизни. За несколько лет человека нужно было научить всему, без чего в традиционной деревне не выжить.
Обычно в семье было от трех до семи детей. Большее количество (как и бездетность) переживалось как несчастье — всех надо было выкормить, вырастить. Но треть младенцев умирали уже в первый год — профессиональная медицина была доступна немногим.
Семьей карелы обзаводились не слишком рано: исследования показывают, что в брак вступали девушки старше 22 и юноши от 25 лет. Две трети браков приходилась на тридцатилетних (и старше). Детей в карельских семьях воспитывали любовью и лаской.
Дети у карел рождались, как правило, здоровыми — еще и потому, что в деревнях редко пили что-то крепче пива. В деревенских семьях женщины не употребляли алкоголя совсем и считали это мерзостью — да и мужчины не увлекались.
Готовиться к появлению ребенка женщина начинала, как только узнавала о беременности. Первым делом будущая мать обвешивалась оберегами и расплетала левую косу, чтобы не сглазили.
Жизнь девушки во время беременности менялась круто. Беременной нельзя было смотреться в зеркало (ребенок вырастет уродом), ходить на кладбище и смотреть, как убивают скот (родится мертвым). Срок беременности раскрывать посторонним тоже запрещалось — порчу наведут.
Работала будущая мать до самых родов, причем иногда в поле. Начнутся схватки под открытым небом — там и рожать.
Если схватки все-таки случались дома, роженицу срочно вели в специально растопленную баню (или в хлев). Ей распускали волосы и следили, чтобы на одежде не было узлов и застежек. Принимать роды приходила повитуха, если ее не было — свекровь.
Когда ребенок появлялся на свет, его купали: в воду бросали первые обереги — пепел, серебряные монеты, ячменные зерна.
В дом мать с ребенком могли вернуться только через несколько дней после родов, хотя некоторые свекрови-староверки держали невестку в бане неделями. Когда они все-таки переступали порог, проводился еще один ритуал: нужно было принять в семью нового члена.
Для этого невестка кланялась свекрови в ноги и просила ее «присматривать за дитём». Потом девушка должна была подарить свекрови сарафан, а свекру — рубаху. Перед тем как пройти обряд церковного очищения, роженица не могла ходить в церковь и на кладбище, должна была спать на полу за занавеской, ела из отдельной посуды.
Крестить ребенка могли не только в церкви, но и дома: добраться до церкви порой мешали непогода, бездорожье, зимой — снег. Если опасались, что только что родившийся младенец может не выжить, крестить его могла и повивальная бабка.
Имя ребенку выбирали по святцам. Для крещения находили двух крестных — мать и отца. На крестины собиралась вся родня: гости одаривали младенца, крестные родители приносили самые дорогие подарки (обычно ткань или рубашку). Родители в ответ дарили крестным рубахи, полотенца, варежки, чулки.
Карельский ребенок жил в суровых условиях: кругом камень, вода и дерево. Даже мячи до середины XX века изготавливали из бересты. Иногда вместо мяча и вовсе использовалась палка (в игре «Городки» ее подкидывали вверх — и ловили).
Зима долгая — популярными были игры на льду и снегу, катание с горы на санках. В кюккя играли и летом, и зимой.
Девочки, конечно, играли в куклы. Тряпичная кукла была в каждом деревенском доме, в некоторых семьях — десятки деревенских «барби».
Куклы-закрутки были самыми распространенными: свертывали в скалку кусочек ткани, обтягивали «лицо» белой тряпицей и стягивали ее на уровне шеи. Из остатков ткани делали руки и рубашку. Когда девочки подрастали, они шили кукол посложнее и сами мастерили для них одежду по канонам своего села.
За детские поступки полную ответственность несли родители. Детство вообще воспринималось в карельской деревне как одна большая подготовка к самостоятельной жизни (как и у большинства народов). Но где-то посредине детства наступал переломный момент, который карелы называли «вхождением в разум». У карел это семь-восемь лет.
До этого возраста карел носил ладанку с кусочком пуповины — как оберег, в котором была сосредоточена материнская сила. Считалось, что пупок напрямую связан с разумом человека. Его потеря могла сделать ребенка безумным и несчастным.
«Вхождение в разум» совпадало с переменой зубов — с молочных на коренные. Семилетнего карела пускали в церковь на исповедь, с восьми лет можно было приступать к учебе в школе. Или ( в большинстве случаев) — к работе. Наступала взрослая жизнь.
Полный текст выпуска «Дети / Lapset» национального проекта «Уроки карельского».
Последние новости