О профессиональной этике учителей, о проблемах школьного образования, книгах, гаджетах и вере в учителя «Республика» разговаривает с Натальей Кармазиной, директором «Центра развития образования» Петрозаводска.
— Вы говорите, что учителям нужен разработанный кодекс профессиональной этики. Это чтобы не было в соцсетях снимков в купальниках?
— В течение первого года моей работы ЦРО мы составляли типовой кодекс профессиональной этики. Обсуждали все нюансы профессионального поведения с воспитателями и учителями. Первое, о чем думают учителя, когда разговор заходит об этике, это мысль про то, что нужно ходить аккуратными и стрижеными. Потом говорится об отношениях с коллегами, о дистанции, которую нужно держать с родителями и учениками. Учителя очень уязвимы, потому что им, действительно, не все позволено.
— То есть, им нужно делать вид, что они не пьют, не курят и не загорают на пляже?
— Я согласна, что учителя не идеальны. Человек слаб. Кто-то из педагогов курит, кто-то выпивает — я выступаю только за то, чтобы все это не мешало реализации себя в профессии. Когда я училась в школе, курящий учитель не шокировал. Сейчас в государстве развернута антитабачная кампания. И если ты призываешь учеников не курить, то нужно и самому этого не делать, мне кажется. Мне проще — я не курю, стараюсь избегать пустых развлечений. С другой стороны, не нужно становится ханжами. Можно всех учителей причесать и скромно одеть, но если они плохие специалисты, то что они дадут детям? С другой стороны, в любую ли школу возьмут талантливого учителя математики, например, с татуировкой на видном месте? Если честно, мои суждения в отношении тату стали менее категоричны.
— Много ли молодых учителей в школе?
— Мне кажется, будущее у профессии учителя есть, если правильно подойти к делу. В школу по-прежнему будут приходить учителя, а некоторые и задерживаться там. Кстати, у нас по статистике примерно одинаковый с европейскими странами процент педагогов, не приживается в школе. Поэтому величина зарплаты здесь не играет роли. Часть людей все равно уйдет. И медики не все остаются в профессии.
— Какие главные, по-вашему, проблемы в школе?
— У нас нет преемственности. Часто достижения начальной школы нивелируются в среднем звене. В садиках достаточное количество воспитателей-энтузиастов, которые новаторски работают с детьми. Потом их воспитанники приходят в школу и все забывают. Что делать? Должна быть связь: школа-садик, школа-техникум-вуз. С самого начала нужно ребенка вести к определенной цели. Необходимо в системе проводить различные исследования, определять способности ребенка и работать над его самоопределением, чтобы дети не выбирали профессию наугад.
Сейчас нам дали много свободы, но не научили ей пользоваться. Очень много злости и агрессии стало в обществе. Школа сразу реагирует на это. Обратите внимание, какое уважение было раньше к учителю! Учитель был всегда прав. А сейчас? Давят его со всех сторон — администрация, родители бесцеремонно вмешиваются.
— Сейчас в каждой школе своя программа. Это хорошо?
— Общее впечатление — нет универсальности. Мы считали раньше, что у каждой школы должна быть своя изюминка и за этим потеряли стандарт. Если ребенок переходит из одной школы в другую, он не должен попадать в космос. Сейчас часто происходит именно так. В школах с углубленным изучением математики, языка, живописи, должно быть профильное обучение, которое, тем не менее, опирается на федеральный стандарт.
— В школах Финляндии здорово организовано пространство для обучения детей. В некоторых классах они могут сидеть прямо на полу. Будут ли у нас когда-нибудь такие условия?
— Я недавно читала статью об организации школьного пространства. Конечно, нам нужно его менять. Об этом все говорят: и психологи, и эксперты. Иногда учителю удобнее было бы посадить всех в круг и обсудить какую-то тему. Но сейчас многое упирается в перегруженность классов и учителей.
— Если бы в классе было 20 человек, а не 30, то это бы повлияло на качество обучения?
— Мне кажется, все зависит от учителя. Вообще сфера образования — самая несчастная в плане бесконечного реформирования. Хоть бы 5 лет удалось прожить без реформ образования. Учителей лихорадит все время. Ко всему прочему, сейчас возник вал конкурсов: диктанты по географии, истории, праву, тотальный по русскому, различные сочинения, творческие конкурсы… Уже перебор. Учителя, которые и так имеют приличную нагрузку, должны отвечать теперь и за подготовку детей к конкурсам.
— Мне понравились идеи современной стратегии в образовании. Они связаны с цифровизацией обучения, проектной деятельностью, включением интернет-ресурсов в обучении.
— Вы думаете, в наших школах нет цифровизации? Есть образовательный стандарт. Его фундамент — проектная и исследовательская деятельность. И проекты можно начинать делать уже в детских садах. И у нас есть такие сады! Важно не потерять этот навык в начальной школе. На выходе из образовательного учреждения ученик уже должен защищать индивидуальный проект, связанный, возможно, с его последующим направлением обучения или деятельности.
— Но учителя иногда не успевают затевать с учениками проекты!
— Всегда можно выстроить работу. Можно приобщить старшеклассников, пусть курируют проекты учеников младших или средних классов. Пусть будут наставниками. В Москве так работает ряд школ, и это успешная практика!
— Как разгрузить учителей?
— Сейчас в Карелии повсеместно будет вводиться электронное образование. Речь идет о создании электронных дневников, журналов, формирование электронных отчетов и пр. Хотелось бы, чтобы процесс шел не в духе нашей российской традиции, и документов в процессе не становилось в два раза больше, чем было.
— А про электронные учебники никто не думает?
— Эта тема тоже обсуждается. Когда мы видим, как пользуются электронными учебниками учителя, все становится ясно. Учителям удобнее по старинке. А ребенку тяжело таскать перегруженный бумажными учебниками портфель! В России есть школы, где, начиная с первых классов, детям выдают ноутбуки с загруженными учебниками и заданиями. Это шаг к индивидуализации обучения — учитель успевает ребенку, который освоил материал быстрее, тут же дать дополнительное задание. Да и детям самими интереснее так учиться. Нынешние дети — представители цифрового поколения, они уже плохо воспринимают бумажные носители. Они, надо признать, иногда талантливее нас в поиске информации. Это же можно использовать в обучении!
— Как вы относитесь к альтернативному образованию? Обязательно ли детям ходить в школу?
— Думаю, что если школа перестроится и станет интересной ребенку, родители не будут учить детей сами. Сейчас, имея учебники, методики, пользуясь возможностями интернета, можно учить детей и дома. Но, я считаю, чтобы не подставлять детей, нужно контролировать образовательный процесс, проводить тестирование и прочее. Может, как раз нужна школа для родителей, обучающих детей дома? С психологами, с теми людьми, которые способны помочь семье.
— Что может стать признаком перемен в школе?
— Например, когда родители и дети перестанут использовать фразу «мне повезло (или не повезло) с учителем». Мы же не можем позволить, чтобы нам или нашим близким не повезло, например, с хирургом? Хотелось бы и здесь иметь стабильный уровень профессионализма и взаимное уважение сторон.
Последние новости