Это история Наталии Берча из поселка Надвоицы, которая четыре года назад уволилась с работы и поехала на своей машине в Иркутск, чтобы спасти чужого 8-летнего ребенка. Сейчас Костик не чужой, а родной и любимый. Так же, как и его папа, за которого Наталия впоследствии решила выйти замуж.
Рассказывает Наталия Берча:
— Вам же интересно, как Костик вошел в мою жизнь?
Эта история началась в 2014 году. Я в тот момент работала в Сегеже видеооператором на телевидении. Однажды к нам пришел устраиваться на работу человек. Человек был тощим и грустным. Оказалось, что в семье нет денег на продукты, а жена пьет. Выгнала его на улицу жить. Он работал, отдавал ей деньги, а сам спал на улице. Представляете? В феврале!
Потом мы узнали, что в семье есть дети и обратились в органы опеки. Участковый стал к ним ходить, потому что постоянно в доме были драки, дети болтались бесхозные, голодные. Двое мальчиков. Потом жена забрала этих мальчиков и уехала обратно в Иркутск, к маме.
А Саша остался, и я возила его на работу, потому что мы оба жили в поселке Надвоицы, а работали в Сегеже.
Потом Саше, этому молодому человеку, позвонили родственники из Иркутска и сказали, что его сын находится на улице. Что мать посадила его под забор с запиской про то, что денег на его содержание нет, и, если он вам не нужен, отдайте отцу. Костику было тогда 8 лет, он болел туберкулезом, плохо дышал.
Иркутск за 7 тысяч километров от Сегежи. Естественно, мы коллективом собираем для Саши деньги и отправляем его за ребенком. У меня душа болит, потому что знаю, что Саша — человек не очень решительный, ему нужна поддержка.
В общем, я решила уволиться с работы, взяла дочь и поехала на своей машине спасать ребенка в Иркутск.
— В Иркутске я устроилась на работу и стала помогать поднимать этого ребенка. Костика нужно было спасать — он практически не мог дышать из-за астмы. Мы его лечили и заботились о нем. Возникли как-то сами собой отношения — сблизились с Сашей, когда помогали сыну.
Сняли жилье. Я устроилась работать на местное телевидение. Костика взяли в школу. Болеть он стал чуть меньше, начала выправляться учеба. А потом родная мать выкрала его из школы. Это был март месяц. В апреле мальчик позвонил папе и попросил его забрать. Мы приехали: мама пьяная, полезла драться. Стала говорить Саше, что давай снова будем жить вместе, хотя она уже в тюрьме расписалась с другим мужчиной. Ни Костика, ни его брата дома не было.
Да, у нее был еще один ребенок. Когда мы были там, я хотела забрать и его — понятно, что он тоже на произволе. Но детей нам не отдали. Потом в мае позвонила бабушка Костика и сказала, что мальчик лежит в больнице в тяжелом состоянии с сотрясением мозга и сломанной переносицей. Родная мама его избила до полусмерти.
В течение года мы добивались, чтобы бывшую жену Саши лишили родительских прав. К тому времени бабушка привезла нам и Мишу. За два месяца он привык к нам. Для меня чужих детей нет. Пусть бы жил с нами и узнал, что такое семья и мама, которая любит. Мы уже стали планировать школьную учебу, покупать канцелярию. Тут снова звонит бабушка: «Отпустите Мишу увидеться с родственниками!» В итоге они забрали его и стали прятать по хатам, чтобы мы его не нашли.
Потом начались угрозы, пьяные люди приходили и выламывали нашу дверь, и били машину. Костя стал бояться. Мы собрали вещи и в 2015 году вернулись в Карелию.
— Сейчас Костя хорошо учится в школе. Мы его почти вылечили. Он спортом занимается, легкой атлетикой. Год назад единственный в Сегежском районе сдал нормативы на золотой значок ГТО в своей возрастной категории. Играет на пианино и на гитаре. Учится в музыкальной школе. Меня называет мамой. Сейчас ему 12 лет.
Судьба Миши известна. У него проблемы, его поставили на учет в комнату милиции. Органы опеки Иркутска просили его забрать, и я помчалась собирать бумаги, уже билеты нашла, но родня опять прячет ребенка.
— Вообще я сама из детского дома. Оказалась там при живых родителях. Папа бросил маму, мама спилась, меня отдали в детский дом. Был момент, когда меня решили отдать обратно маме. Она не работала, пила. После того, как она меня очень сильно избила, ее все же лишили родительских прав.
Бабушка пожалела и забрала. Я была в 8-м классе. Она научила меня и готовить, и стирать, и вязать, и шить. Огромное ей спасибо.
Когда я была в детском доме, то все время думала, что вот вырасту и возьму детей из детдома, сколько смогу.
— Все было хорошо. Я вышла замуж, родила троих детей. Муж был капитаном, мы с ним вместе работали. Когда 16 лет назад он погиб, я осталась с детьми одна. Старшему сыну было 10 лет, младшей дочери — 2 года.
После гибели мужа в 2001 году я сдала на права, взяла в долг денег на машину и начала таксовать — с тремя детьми никуда не брали на работу. Специальности у меня не было, родных тоже не было. Потом от службы занятости выучилась на крановщика. Около 8 лет работала на заводе крановщиком. Несмотря на все трудности, я не сломалась. Не запила и не закурила. Сейчас мой долг — поднять этого мальчишку, Костика.
Я хочу, чтобы он сейчас рос в хороших условиях. Мы с ним ездим по стране, объехали Сибирь, были в Омске, в Петербурге и в Москве, два раза в месяц ездим в Петрозаводск в бассейн и на батуты. Часто бываем на природе, кормим животных. Он живет моей жизнью.
4 года назад этот ребенок жил по-другому: врал, воровал и был ни кому не нужным. Сейчас он идеальный ребенок. Мы читаем, разговариваем, развиваем речь. Я с ним дышу 24 часа в сутки. Вы не представляете, что такое ребенок-астматик. Ночью просыпаешься со страхом и слушаешь, как он дышит.
— Я не думала, что я сильная. Я просто знала, что мне нужно делать. Возможно, сказалось коммунистическое воспитание — все-таки мне уже около 50 лет. Какие фильмы мы любили? «Тимур и его команда», «Как закалялась сталь» — про патриотизм и совестливость. Но главным моим героем была мама. Я старалась стать ее полной противоположностью.
Мой любимый фильм — «Не могу сказать прощай». У героини такой же характер, как у меня. Старенький фильм про любовь, предательство. Он ушел от жены к молоденькой. Потом стал калекой, и любимая сбежала. Вернулась бывшая жена и поставила его на ноги. Я такая же: меня обижают, но я никогда не держу зла. Я считаю, что это хорошее качество.
Я эмоциональный человек, и у меня обострено чувство справедливости. Плохая черта, потому что высказываю в глаза все, что связано с неправдой, а это не способствует общению. Друзья у меня, конечно, есть, приходят. Мы любим устраивать веселые праздники с конкурсами, разрабатываем сценарий. Нам с Костей это нравится.
— Я очень люблю фотографировать, с 10 лет хожу с фотоаппаратом. Первой камерой была «Смена 8 М». На телевидение я попала случайно. Им срочно нужен был оператор, а у меня была любительская камера. Мне дали на пробу 5 сюжетов, показали, как снимать. Я сняла, смонтировала и даже озвучила сюжеты. Сейчас я работаю по договору с «Первым каналом», снимаю актуальное видео, помогаю со съёмками ЖКХ и для передачи «Жди меня».
— О маме Костя и слышать не хочет. Самая страшная его мысль — возвращение к маме. Когда думает об этом, всегда плачет и спрашивает меня: «А ты меня никому не отдашь?» Я про маму никогда плохого ему не говорила. Но последнее, что он помнит про нее, как она и его брат пинали его. Я никому уже его не отдам. Это мой ребенок.
У нас в семье есть правила. Я считаю, что человека воспитывает труд. Мы утром встаем, Костя идет гулять с собакой, накрывает на стол к завтраку, потом будит папу. У каждого свой будильник. Все эти четыре года мы приучали ребенка к ответственности. Раньше как было? Положили ему еду, поковырялся — не буду. Теперь он ест все. Сам делает уроки. Мы долго меняли эту привычку: хочу делаю, не хочу — не делаю. Есть вещи, которые делать надо. Это понимание было трудно выработать. Ушло на это больше двух лет.
Как? Старались делать что-то вместе: убирали квартиру, готовили еду. Делали вместе уроки!!! Так и быстрее, и веселее. А в конце трудового десанта шли в магазин, покупали курицу, быстро мариновали и ехали на природу. Я думаю, все получилось только потому, что мы все делали вместе. Приказ «иди и сделай это» никогда не работает.
Я использую все методы поощрения. Хвалю. Пыталась материально стимулировать хорошую учебу — не пошло. Деньги у нас в семье общие, свои ему пока не очень нужны. Стала поощрять за пятерки поездками в Петрозаводск. Помогают «умные часы». Во-первых, я всегда знаю, где он. Во-вторых, я могу слушать, как он хорошо отвечает в школе.
Сейчас Костик учит таблицу Менделеева. В книжном магазине ее увидел и попросил купить. Я рассказала ему про систему Менделеева, и его эта история очень захватила. Еще у него есть свой блокнот-календарь, где он отмечает важные события: забитые в лагере футбольные голы, походы и поездки. Много хорошего происходит, есть что вспомнить.
Последние новости