Августовский путч 1991 года застал многие региональные элиты бывших советских республик врасплох. Эти самые элиты были настроены в лучшем случае на длительный и сосредоточенный «цивилизованный развод» с Москвой и своим советским прошлым, готовясь к подписанию нового Союзного договора в Новоогареве, который должен был состояться в конце августа того же девяносто первого года.Но пресловутый ГКЧП посчитал, что условия этого нового договора и особенно увеличение числа субъектов Союзного договора до 50, превращает «союз нерушимый» в рыхлую и размытую конфедерацию, и поспешил выступить со своим путчем.После провала наспех подготовленного военного переворота события пошли уж совсем катострафическим путем, не снившимся даже в кошмарных снах сторонникам сохранения СССР. Бывшие братские республики одна за другой в считанные дни объявили о своей полной «самостийности».Последний гвоздь в крышку гроба уже обреченной «Красной империи» забили в белорусском местечке Вискули лидеры трех самый крупных республик бывшего СССР – России, Украины и Белоруссии, подписавшие так называемые Беловежские соглашения о роспуске СССР и образовании взамен СНГ (Союза независимых государств). Конечно, документ о создании СНГ был чисто декларативным и формальным. Реальная судьба новообразованных постсоветских государств оказалась совершенно другой.
Никакого в полном смысле этого слова «союза» не получилось. Не получилось даже захудалой конфедерации – СНГ ехидные журналисты вскоре назвали «клубом по интересам» президентов новоиспеченных постсоветских государств. На ежегодных саммитах вышеупомянутых президентов принималось множество «эпохальных» и «судьбоносных» решений, число которых уже перевалила за сотню, но которым так и не суждено было воплотиться в реальную жизнь.
Второй особенностью сохранение такой малоэффективной структуры как СНГ, кроме «клуба по интересам», было раздача президентом России подачек и презентов своим коллегам, в виде практически бесплатных нефти и газа, электроэнергии и фактически безвозвратных кредитов. Взамен главы государств-соседей делали вид, что их устраивает статус-кво в СНГ, и если они иной раз устраивали демонстрацию недовольства, то в основном в надежде вытребовать очередной «презент» от главного спонсора СНГ России.
Но в настоящий момент ситуация драматическим образом поменялась. Неожиданно для российских политиков проявился так называемый прозападный вектор движения постсоветских государств – их влекут членство в Европейском Союзе вкупе с участием в блоке НАТО. Или, на худой случай, по началу надеются вступить в НАТО, с надеждой таки когда-нибудь попасть в вожделенный Европейский Союз (ЕС).
Единственным постсоветским государством, объявившим о своем неприятии планов вступления в НАТО и ЕС, оказалась вся та же Россия. Плюс Белоруссия, которая постоянно меняет свои намерения, как только российский Газпром пробует добиться хоть каких-то ответных привилегий от белорусского руководства в замен на поставляемый им дешевый природный газ.
Россия, в свою очередь, пробует привлечь бывшие братские республики к своим широкомасштабным планам интеграции, которые воплотились в Союзном государстве Белоруссии и России, Евро-Азиатском Союзе, Едином Экономическом Пространстве России. Белоруссии, Украины и Казахстана.Но пока все эти интеграционные проекты продвигаются в жизнь не так быстро и эффективно, как это хотелось их авторам. И существуют реальные опасения, что они могут вообще развалиться, как только ЕС сделает хоть какой-то небольшой реверанс в сторону вышеупомянутых «республик-сестер», дав им надежду оказаться в рядах «семьи европейских народов». На самом деле будущее постсоветских государств окажется совершенно другим, чем это представляется сейчас российским политикам, евробюракратам, заокеанским геополитикам и собственно самим правящим элитам в этих самых бывших республиках-сестрах.
Последние новости