Недавно на «Онежском судостроительно-судоремонтном заводе» заложили киль третьего судна-краболова. Всего на верфи в Петрозаводске сделают семь таких кораблей. Это первый опыт строительства судов для ловли крабов в России. Общая сумма проекта — более 10 миллиардов рублей, так что все 500 сотрудников предприятия на ближайшие годы загружены работой.
Директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Майзус рассказал, что проект этот сложный и для завода было не просто его получить.
«Суда такого типа на предприятии не производились. Договорами предусмотрены разработка проекта и строительство. Сейчас идет параллельно и работа, и производится проектирование, которое осуществляет компания «Дамен Инжениринг», это дочернее предприятие большой международной компании Damen. Довольно много изменений производится уже в чертежах и в самих металлоконструкциях, которые уже изготовлены нами для первого головного судна проекта», — рассказывает Владимир Майзус.
Краболовы — совершенно новый вид судов, который до последнего времени не производили не только в Карелии, но и в России. Их или переоборудовали из традиционных траулеров и трубоукладчиков, или покупали у иностранных компаний. Первый в России краболов построили только в 2020 году.
Завод ведет свою историю с 1944 года, когда сразу после освобождения Петрозаводска приняли решение создать здесь судоремонтное предприятие. Оно появилось на месте сгоревшей в войну лыжной фабрики. Предприятие занималось ремонтом поврежденных или затопленных в войну судов, затем обслуживало флот Беломорско-Онежского пароходства. В 80-х годах предприятие изготовило несколько буксиров и барж. С 2007 года предприятие перешло на выпуск сухогрузов и танкеров для российских и европейских компаний, однако спустя 5 лет история предприятия едва не прервалась.
«В 2012 году ЗАО «Онежский судостроительный завод» обанкротился, а в 2014-м комиссия по подготовке к 100-летию Карелии во главе с Николаем Патрушевым приняла решение о восстановлении работы предприятия. В процессе банкротства было выкуплено имущество остановленного предприятия, и с 6 июня 2015 года завод возобновил производственную деятельность», — рассказал Владимир Майзус.
Возрождение завода началось со строительства лоцмейстерских катеров для ГУП «Росморпорт», были заключены договоры на строительство грунтоотвозных шаланд. Сразу начали искать рабочих, инженеров. На предприятие вернулась часть бывших работников, тогда на заводе трудилось около 160 человек. Первые заказы объемом 1,2 миллиарда рублей позволили создать для республики новые рабочие места.
А первым судном, сошедшим со стапелей возрожденного завода, стал катер «Енисей», правда, его в Петрозаводске не построили, а всего лишь отремонтировали. Рабочие завода капитально обновили корпус, рулевые механизмы, двигатели и судовое оборудование. После испытаний «Енисей» направился в морской порт Астрахани.
В 2016 году на заводе работали уже 305 человек, они строили семь судов. Первое из них — катер «Крутояр» — спустили на воду в апреле, на процесс пришли посмотреть все сотрудники завода, многие даже с семьями. Катер отправили в Санкт-Петербург устанавливать навигационные буи.
Уже в июне со стапелей сошел земснаряд — судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов. А вскоре после этого на воду спустили «Юрия Романченко» — второй корабль в серии лоцмейстерских катеров для «Росморпорта». Он работает в Азово-Черноморском бассейне, порт приписки – Таганрог. Судно в частности предназначено для перевозки и обслуживания средних морских буев.
Четвертое судно – рабочий катер «Бата» — построили к августу 2016-го. Оно отправилось на Азовское море доставлять лоцманов на борт судов, перевозить членов экипажа и мониторить экологическую обстановку.
Затем был катер «Сполохи», который отправился обследовать состояние судоходных путей в районе Архангельска, доставлять членов экипажей и работников предприятия на суда, стоящие на рейде. Также эти катера могут доставлять на большие суда полезный груз массой до 500 кг. В 2017 году спустили на воду «Евгения Васильева» — лоцмейстерское судно, которое назвали в честь легендарного начальника Беломорско-Онежского пароходства.
Несмотря на то что заказов на предприятии немало, Владимир Майзус говорит, что есть куда расширять производство.
«По меркам судостроения мы все же маленькое предприятие, мастерская, — смеется Владимир Майзус. – Но для Карелии оно единственное и системообразующее предприятие».
В сентябре 2017 года со стапелей сошел рабочий катер «Адис» — судно из серии лоцманских катеров, построенное на верфи Онежского судостроительно-судоремонтного завода по заказу «Росморпорта». Катер предназначен для работы на Черном море.
В августе 2017-го Онежский судостроительно-судоремонтный завод взялся выполнить заказ для столицы Карелии – построить новый понтонный мост через Логмозерский пролив. Вскоре новый понтон установили в Соломенном и пустили по нему пешеходов, а через некоторое время мост открыли для транспорта.
Из последних проектов завода также стоит рассказать о катерах с так называемыми гибридными двигателями, которые уже работают в порту Ванино. Это суда для доставки лоцманов на пароходы. Директор предприятия подчеркнул, что это отчасти и экологичный проект: катера могут идти в акватории как на дизельном двигателе, так и на электрическом. Такие суда впервые построены в России, в Петрозаводске они гордость предприятия. Еще два корабля, которые были сданы не так давно – две грунтоотвозные шаланды, одно уже трудится в районе Керчинской переправы, другое скоро отправится в Махачкалу. С начала работы возрожденного завода на воду спустили уже более 20 судов.
Владимир Майзус рассказал, как организована работа завода: от идеи и концепции судна до проектирования и строительства. Это большой процесс, в котором участвуют проектант, заказчик и строитель. С учетом выбранного оборудования разрабатывается уже проектная документация. Потом начинается строительство: нарезаются заготовки, собираются узлы, затем из узлов собираются секции, из секций – блоки. Блоки выкатывают на слип, и окончательно собирается корпус.
«На стадии проектирования и на стадии строительства головного судна проходит очень много изменений. Листовой металлопрокат, трубы – это все российского производства. Есть постановление правительства России о программе импортозамещения, и по нему проект должен быть создан в Российской Федерации. Металлопрокат и до 50 процентов корпуса должно быть построено также в России, здесь же должны быть проведены ходовые и швартовые операции».
Многое оборудование, как правило, импортного производства. Там, где будут эксплуатироваться суда, должна быть близко ремонтная база – запасные части, проще говоря.
Владимир Майзус подчеркнул, что строитель сдает судно заказчику полностью под ключ, то есть «со стаканами, ложками и вилками».
Руководитель ОССЗ сказал, что сегодня в России востребованы рыбопромысловые суда, сухогрузы река-море, ледоколы. В стране за многие годы построен всего один круизный пароход. Но перспектива для строительства есть, нужны те же быстроходные кометы, малые пассажирские корабли.
«Мы сегодня смотрим в сторону строительства сухогрузов и танкеров, буксиров и барж, в том числе с использованием сжиженного природного газа. Пока переговоры идут», — отметил Владимир Майзус.
Последние новости