– Борис Михайлович, что вы думаете о проекте Минэкономразвития Карелии по созданию маркетплейса «Сделано в Карелии»?
– Впервые об идее такого проекта я услышал марте, когда меня пригласили в качестве эксперта поучаствовать в рабочей группе по его созданию и развитию. Идея мне очень понравилась, она достаточно инновационна, я бы даже сказал, что она по–хорошему революционна.
Да, маркетплейсов и в России, и в мире создана не одна сотня, и в этом, конечно, никакой новации нет. Но чтобы вопросы помощи малому и среднему бизнесу конкретного региона решались через создание специальной современной торговой площадки, такого я еще не встречал в нашей стране.
Реализация такого проекта для регионального Минэка и Корпорации развития Карелии – достаточно смелый шаг, потому что до них такого еще никто не делал. Поэтому я бы рассматривал этот проект как необычный стартап, идея которого пошла не от бизнеса, а от органов власти, что в нашей стране редкость. Уже за такую смелость можно высоко оценить старт работы над площадкой.
– Некоторые СМИ и телеграмм–каналы критикуют маркетплейс за непроработанность и отсутствие важных, по их мнению, функций. Как вы это прокомментируете?
– Если мы рассматриваем этот проект как стартап, первая версия которого была выпущена всего за три недели, то важно понимать: первой версии нормально иметь недочеты и не все функции, которыми будет обладать итоговый вариант. Этот принцип излагается во многих современных пособиях по созданию стартапов и минимально жизнеспособных версий цифровых продуктов.
Даже великий основатель LinkedIn Рейд Хоффман выступал в поддержку такого подхода. Он говорил: «Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, вы запустились слишком поздно». Уверен, что в скором времени в маркетплейсе будут и возможность оплаты онлайн, и мобильная версия сайта, и индивидуальная настройка оформления «витрины» каждого продавца, и многие другие улучшения, направленные на создание удобства для продавцов и покупателей.
Насколько я знаю, в планах у Минэка Карелии развивать эту площадку и оказывать еще больше поддержки малому и среднему бизнесу региона через маркетплейс. Помимо этого, по заданию Минэкономразвития уже сейчас разрабатывается масштабная рекламная кампания маркетплейса, которая также простимулирует сбыт товаров и услуг карельских предпринимателей.
– Есть мнение, что подобную площадку можно сделать чуть ли на за один день. Что скажете?
– Оставлю эти заявления на совести дизайнера–программиста, который их озвучил. Создать непростую рабочую информационную систему за несколько дней, состоящую из ряда крупных отдельных модулей, которая бы учитывала все текущие и будущие требования по расширению и масштабированию, за один день? Вы уверены?
Важно также отметить, что технически это не просто интернет–магазин, а маркетплейс – множество магазинов и продавцов в одном месте. Как AliExpress, Wildberries или Ozon.
Мне, в связи с этим, вспоминается одна история, которая произошла в начале текущего года в Чехии. Суть была в следующем. Огромное количество различных СМИ распространило информацию с примерно таким заголовком: «Чешские программисты бесплатно написали сайт стоимостью 16 миллионов евро». Как и полагается, по законам жанра статья была написана в духе «государственные служащие хотели распилить бюджет, а честные люди со светлыми лицам им не дали это сделать».
К сожалению, в этих СМИ – вероятно, неумышленно – был опущен и искажен ряд ключевых деталей, вследствие чего исходная ситуация была весьма своеобразно передана. Оказалось, что десятки программистов на хакатоне за отведенное время не смогли сделать рабочую версию продукта, получился лишь прототип. У него отсутствовали документация, ключевые возможности интеграции с другими государственными системами. Целый ряд необходимых компонентов государственные органы должны были разработать сами, не соблюдались требования по безопасности и персональным данным, наблюдались прочие существенные недостатки. Кроме того, в эту сумму, 16 миллионов евро, была заложена поддержка на несколько лет, что также не учли «борцы за справедливость».
На пике этой истории, закупку, конечно же, отменили. В ситуации разобрались только спустя какое–то время, и закупку нормальной системы возобновили, но из–за поднятого шума сроки ее введения в эксплуатацию были отодвинуты на несколько месяцев. Таких историй много, почти все они связаны либо с некомпетентностью тех, кто их распространяет, либо с попыткой уколоть неугодных себе людей.
– Скажите, будет ли маркетплейс «Сделано в Карелии» актуален, когда закончится эпидемия и снимут ограничения?
– Читая свежие аналитические статьи в деловых изданиях, я прихожу к выводу, что мы – и Россия, и мир в целом – вступаем в эпоху серьезных вызовов и социально–экономических потрясений, когда использование онлайн–решений может серьезно облегчить быт и в условиях самоизоляции, и в обычной жизни. И даже те, кто еще вчера не имел привычки покупать товары и услуги через интернет, сегодня такой опыт уже приобрели и вряд ли от него откажутся. Поэтому интернет–торговля будет только развиваться и приобретать все новые формы.
Создание такого маркетплейса – это одна из форм помощи предпринимателям Карелии, которая позволит им сэкономить на создании своего интернет–магазина. По моим оценкам, стоимость создания более–менее приемлемого интернет–магазина для микро– и малого бизнеса обойдется минимум в 100–150 тысяч разовых расходов, плюс ежемесячные платежи за хостинг и поддержку. Это конечно же без учета стоимости рекламы и продвижения.
Создавая маркетплейс, Минэк Карелии старался сделать так, чтобы размещение, публикация информации о компании и ее предложениях были полностью бесплатными, т.е. все «капитальные издержки» правительство взяло на себя. Подобный шаг можно сравнить с созданием классической ярмарки, рынка или торгового центра, на который бесплатно пускают всех местных продавцов. Компаниям остается только красиво оформить свою «витрину», описать свои товары, назначить цену и указать условия оплаты и доставки.
Как говорил Билл Гейтс: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе!». Да, у многих МСП уже есть свои сайты, через которые они продают свои товары и услуги. Но, очевидно, что чем больше мест, в которых бизнес может разместить информацию о себе, тем лучше, это в любом случае повышает шансы на продажу.
Есть ли будущее у маркетплейса «Сделано в Карелии», мы спросили у опытных бизнес-менеджеров.
Последние новости