Сначала – из европейцев – в Поднебесную первым съездил легендарный путешественник Марко Поло и написал столько интересного про чудесную страну, привез с собой такое количество прелюбопытнейших вещиц, что сердца жителей континента от Северного моря до Средиземного были навек покорены. Всем захотелось если не побывать в удивительном краю, то хотя бы заполучить в личное пользование как можно больше аутентичных раритетов с другого конца света, с этой уникальной страны. Так началась мода на всë китайское, расцветавшая всë пышнее в последующие два столетия – восемнадцатое и девятнадцатое.
Сложилось все довольно удачно: в Поднебесной закончились самые тяжкие и кровопролитные из войн, наступила эпоха относительной стабильности, так что империя смогла посвятить себя очаровыванию старушки Европы путем выгодной продажи своих уникальных знаний. Несколько веков назад китайцы предпочитали скрывать технологии изготовления многих вещей, за разглашение некоторых и вовсе полагалась смертная казнь, например, шелка, бумаги, фарфора, но сейчас европейские ремесленники и владельцы мануфактур могли и сами начать практически любое производство. Значит, было выгоднее продать технологии, а пока новички осваивались, доставлять им готовые предметы – благо, у империи всегда было чем торговать.
Речь идет, разумеется, о старинных, весьма медленных способах доставки; современные описаны здесь; но суть бесперебойного грузопотока, словно по Великому шелковому пути, не меняется от столетия к столетию. В Европу везли ткани, фарфор, мебель, астрономические приборы, драгоценные камни, лекарственные травы, словом все то, чем была богата Поднебесная в те времена… Отдельных предметов – сувениров из Поднебесной – вскоре стало не хватать; европейцы решили строить дома, организовывать парки и обставлять жилища по китайскому образу и подобию, в стиле, который так и назвали – «шинуазри».
В наши дни сохранилось немало памятников той поры – и Большая пагода в Лондоне, и павильоны в Сан-Суси, и недостроенная Китайская деревня в Царском Селе, в одном из домиков которой, кстати, успел поработать над своей «Историей государства Российского» Николай Михайлович Карамзин. А старинный фарфор и иные предметы быта успешно перекочевали во многочисленные музеи и частные коллекции, напоминая посетителям о славной некогда эпохе моды на Китай.
Последние новости