Следующая новость
Предыдущая новость

Мусорная реформа: как в Карелии создают комплексную систему обращения с отходами

20.03.2021 6:01

В столице Карелии прошел брифинг, посвященный вопросам создания в республике комплексной системы обращения с отходами. На вопросы журналистов ответили и. о. министра природных ресурсов и экологии Алексей Щепин, директор ООО «Автоспецтранс» Евгений Мошников и генеральный директор пришедшей в регион компании-инвестора ООО «МЦЕ Инвест Рус» Владимир Кванин.

Алексей Щепин сообщил, что в республике за счет инвестиционных средств будет построен объект по сортировке и захоронению отходов. 1 марта правительство и инвестор ООО «МЦЕ Инвест Рус» подписали об этом концессионное соглашение.

«Сумма привлеченных инвестиций составляет полтора миллиарда рублей. Инвестор за свой счет, в соответствии с инвестиционным соглашением обязан создать эти объекты переработки. Со своей стороны республика предоставляет земельный участок для размещения объектов. В прошлом году мы подобрали участок в районе Орзеги, рядом с уже существующей свалкой. Мы провели необходимые процедуры в течение прошлого года по снятию категории защищенности земли. В территориальную схему и градостроительный план мы внесли все изменения, и этот участок готов для строительства полигона. Далее необходимо разработать проектно-сметную документацию на строительство данного объекта, которая должна будет пройти экспертизу», — сказал Алексей Щепин.

Министр сказал, что участок предоставляется в рамках лесного законодательства для изыскательских и проектных работ. Само концессионное соглашение подписано на 25 лет.

По договору сроки проектирования объектов — 2021-2022 годы, ввод в эксплуатацию — 2024 год.

Официально сообщается, что соглашение закрепляет ранее выбранный курс на использование современных, экологичных технологий при работе комплекса и полигона.

В дальнейшем планируется построить линию обработки ТКО для производства энергии — это будет биогазовая станция, производящая биометан, углекислый газ и биогрунт как дополнительный продукт. Это будет отдельный инвестиционный проект с примерной стоимостью 500 миллионов рублей.

Конкурс по вхождению в ООО «Автоспецтранс» нового инвестора был открытым, но очереди из желающих, как сообщили в компании, не было. Вхождение в ООО «Автоспецтранс» было оценено независимыми экспертами в 24 миллиона рублей. Именно столько «МЦЕ Инвест Рус» и внесли в уставной капитал.

«Остальные участники переговоров — а это были питерские, московские и другие операторы — в качестве обязательного условия сотрудничества выдвигали предложение об увеличении тарифа минимум в 2-3 раза, что было неприемлемо для правительства республики», — сообщили в «Автоспецтрансе».

На брифинге Евгений Мошников также ответил на вопросы журналистов о госсубсидиях, которые в 2020 году получил карельский региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Автоспецтранс». Это были две субсидии — одна из республиканского бюджета — 40 миллионов рублей, вторая — из федерального — 49 миллионов. Он отметил, что это была часть антикризисных мер поддержки, которые были приняты на уровне правительства России и региональной власти в связи с пандемией.

Неплатежи компаний и физических лиц стали в прошлом году проблемой для всех операторов в стране: многие компании и фирмы ушли на вынужденные каникулы, в связи с чем вывоз мусора у них приостановился, вместе с тем на 30% вырос объем ТКО у жителей, а собираемость платежей в регионах упала до 60%-70%. В итоге региональные операторы в стране просто не могли расплатиться со своими подрядчиками. Ситуация неизбежно вела к банкротству ряда компаний и соответственно к проблемам с вывозом мусора.

Карельский регоператор начислил потребителям за услугу по обращению с ТКО за 9 месяцев 2020 года порядка 800 миллионов рублей. Из этих 800 миллионов на счет ООО «Автоспецтранс» поступило лишь 82% — такова в среднем собираемость платежей за услугу по обращению с ТКО в Карелии. Это деньги, которые, в свою очередь, ушли на оплату работы компаний-подрядчиков. Таким образом, региональный оператор недополучил 144 миллиона рублей.

Субсидии должны были выровнять финансовое положение предприятия с увеличивающимся кассовым разрывом. Обе субсидии были целевыми, их можно было потратить только на оплату услуг подрядчиков-операторов по обращению с ТКО. За каждый потраченный рубль ООО «Автоспецтранс» отчитался перед государством.

Руководитель ООО «Автоспецтранс» Евгений Мошников рассказал журналистам о том, что в 2021 году за счет собственных и инвестиционных средств они планируют купить 20 единиц техники — мусоровозы Scania, ломовозы, бункеровозы. То есть уже в этом году регоператор планирует сам вывозить мусор с контейнерных площадок, а также ликвидировать несанкционированные свалки. Кроме того, «Автоспецтранс» планирует купить около трех тысяч контейнеров, которые установят в районах.

В 2021 году в республике внедрят специальное программное обеспечение, с помощью которого, в частности, будет вестись видеозапись с контейнерных площадок, файлы будут хранить год. Такая схема позволит проследить, например, есть ли перенакопление мусора, привозят ли его нелегально, проследить маршрут транспорта и далее обсуждать спорные вопросы с получателями услуги по вывозу отходов.

«В 2021 году мы также полностью уйдем на обслуживание юридических лиц собственными силами. Это произойдет с первого мая 2021 года. Сейчас с ЕРЦ, который занимается приемом платежей, подписываем дополнительное соглашение, и далее мы будем взаимодействовать с юрлицами напрямую. Я уверен, что, перейдя на собственное обслуживание, мы со временем добьемся правильной работы с юридическими лицами, добьемся объективности их обслуживания по принятым отходам», — сказал Евгений Мошников.

Руководитель «Автоспецтранса» также сообщил, что с 1 октября компания будет обслуживать и жителей — физических лиц.

Собственная мусоровозная техника будет работать вначале в Приладожье, где, по словам Евгения Мошникова, есть проблемы с вывозом мусора. Нарекания по уборке отходов в этом регионе есть не только у «Автоспецтранса», но и у жителей.

«Там есть проблематика и с туристами, и с контейнерным парком, и по невывозу ТКО», — сказал Мошников.

Как сообщил генеральный директор пришедшей в регион компании-инвестора ООО «МЦЕ Инвест Рус» Владимир Кванин, одна из сложностей, которую пришлось преодолеть при подготовке концессионного соглашения, — это требование правительства держать тарифы в плановых рамках.

«Мы долго делали расчеты, смотрели, каким образом это можно было сделать, и в итоге, по концессионному соглашению, нормативный срок возврата инвестиций, который мы предусмотрели, — 15 лет, что в два с половиной раза больше рекомендуемого ФАС срока. То есть мы удлинили время возврата инвестиций для того, чтобы удержать тарифы в рамках существующих сегодня», — сказал Владимир Кванин.

То, что стоимость оплаты услуг по вывозу мусора будет увеличиваться минимально, подтвердил и Алексей Щепин.

Источник

Последние новости