Следующая новость
Предыдущая новость

Поющие кавалеры: как в Карелии появился Мужской камерный хор

30.08.2020 1:21

Можно сказать, что история Мужского камерного хора Карельской госфилармонии началась… в Рязани. Почти 30 лет назад туда из Сибири приехала педагог Ольга Сорокоумова. Приехала с идеей возродить мужское академическое хоровое пение – и это в начале тяжелых девяностых годов с их «шоковой терапией», когда стадионы и дворцы культуры превращались в рынки с ширпотребом. Казалось бы, кому в те годы было нужно академическое искусство? Но у Ольги Сорокоумовой получилось: в детской музыкальной школе она создала хоровую капеллу мальчиков «Любомир». Одним из ее первых учеников стал Алексей Умнов.

– В раннем возрасте у меня были проблемы с дыханием, врачи подозревали астму. И кто-то из знакомых посоветовал маме отдать меня в музыкальную школу по классу духовых инструментов. Я начал заниматься на блок-флейте, а в семь лет стал петь в хоровой капелле. С ребятами из того первого состава капеллы до сих пор дружу, общаюсь. А Ольгу Викторовну Сорокоумову считаю своим первым учителем. Это была не только высочайшая школа пения, но и воспитание – духовное, патриотическое. Не «ура-патриотизм», а именно нравственное становление – через слово, через искусство и творчество. Мы не только много слушали музыки, но и много рисовали, например. Ольги Викторовны уже больше 10 лет нет с нами, но каждый из нас помнит об этом прекрасном человеке и педагоге, о том, что она для нас сделала.

– А как вы попали в Карелию?

– Окончил музыкальную школу по классу кларнета, потом музыкальное училище по классу трубы. Одновременно продолжал петь в капелле. Из нас, уже повзрослевших, организовали юношеский камерный хор. Его возглавил Владимир Александрович Семенов – он окончил Петрозаводскую государственную консерваторию, приехал работать к нам в Рязань. И он предложил мне пойти еще и по классу дирижирования. Год меня готовил, занимался факультативно.

В 2004 году я поступил в Петрозаводскую консерваторию на специальность «дирижирование академическим хором». Здесь, в столице Карелии, познакомился с легендарным Георгием Ервандовичем Терацуянцем, основателем Академического хора ПетрГУ. В 2006 году он пригласил меня к себе хормейстером. И это, конечно, сыграло колоссальную роль в моей творческой судьбе. Быть помощником у такого мастера, каким был Георгий Ервандович, это огромное счастье.

– Чему самому главному вы научились у него?

– Георгий Ервандович был очень мудрый человек, настоящий философ. И я старался почерпнуть у него всё, что возможно, впитывал как губка. Конечно, поначалу какие-то моменты копировал в своей работе. Это неизбежно: когда есть сильный учитель, то ученик обязательно копирует его, прежде чем найдет свой путь. От Георгия Ервандовича я перенял то рвение к делу, которым занимаешься, умение выкладываться даже на обычных рядовых репетициях: полностью, на 200 процентов, чтобы потом не было мучительно больно, что ты зря это время прожил и ничего не дал своим артистам. Если требуешь от артистов отдачи, надо самому отдавать все свои силы, всего себя. Это всегда отличало Георгия Ервандовича, он на репетициях просто сгорал дотла.

В итоге я пришел к тому, что от всех своих выдающихся учителей взял то, что подходит именно мне, что нужно для моей работы с хором.

– Еще в 2007 году вы организовали Мужской хор Карелии. А в этом году появился Мужской камерный хор Карельской госфилармонии. Это ведь разные коллективы?

– Да. Мужской хор Карелии – это коллектив, которому уже 13 лет. Я организовал его из своих друзей, студентов консерватории, ПетрГУ, своих учеников из музыкальной школы. Сейчас при Мужском хоре работает также хор мальчиков.

Мужской хор Карелии – это любительский коллектив. Люди приходят на репетицию два раза в неделю, для них это хобби, они трудятся на других работах. Но у меня всегда была мечта создать в Карелии и профессиональный мужской хор, где артисты работают на постоянной основе, с ежедневными репетициями. Кстати, из участников любительского коллектива в состав профессионального хора вошли Евгений Фризон (тенор) и Владимир Полысалов (второй бас).

– Разница в том, что профессиональные артисты могут исполнять более сложные произведения?

– Есть много хоровой музыки, которая отличается высокой сложностью исполнительства. Например, русская музыка XIX века, написанная нашими классиками Сергеем Ивановичем Танеевым, Цезарем Антоновичем Кюи. Это очень трудные в исполнительском плане хоровые произведения. Любительскому хору они, может быть, и подвластны, но тогда надо репетировать не два раза в неделю, а каждый день. И, конечно, нужен определенный уровень вокала, теоретической подготовки.

Мы пели и продолжаем петь сложнейшие произведения и с любительским Мужским хором Карелии. Но для того, чтобы выучить такое произведение, иногда требуется полгода, год. В профессиональном хоре, конечно, совсем другой ритм работы.

Подчеркну: нельзя сравнивать в принципе любительские и профессиональные коллективы. Каждый хор занимает свою нишу. Мужской хор Карелии – это один из лучших любительских хоров России. И наши гастроли, победы на многочисленных конкурсах это доказывают. За эти годы у нас было больше 30 гастрольных поездок по России и за рубежом. В Норвегии в 2011 году за 11 дней мы исполнили 10 сольных концертов – это был колоссальный опыт. В прошлом году в Москве мы выступили в прямом эфире Первого канала. Семь утра, ноябрь, жутко замерзли – но это было очень интересно, и, конечно, то, что хор пригласили на крупнейший федеральный телеканал, говорит о многом.

Недавно хор выиграл грант в 2 миллиона рублей по итогам всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов. На победу претендовали около 60 хоров, грант получили только два – наш Мужской хор и хор из Свердловской области. Так что Мужской хор Карелии и дальше будет достойно представлять республику, будет работать: в нем 30 человек, которые любят и хотят петь.

Но одновременно республика теперь получила и профессиональный мужской хоровой коллектив – Мужской камерный хор Карельской госфилармонии. В этом году его удалось создать.

– Сложно было убедить тех, от кого зависело это решение, что профессиональный хор нужен?

– Вы знаете, идею поддержали все. Когда я пришел с этим предложением к Ирине Дмитриевне Устиновой, директору филармонии, она горячо его одобрила. Мы вместе разработали план по созданию хора, представили его министру культуры Алексею Николаевичу Лесонену, потом состоялась встреча с вице-премьером Ларисой Анатольевной Подсадник. Затем мы представили наши планы главе Карелии. Очень благодарен Артуру Олеговичу Парфенчикову за то, что он их целиком поддержал. То есть на всех уровнях было понимание, что академической хоровой музыке нужен новый этап развития. И я надеюсь – нет, могу даже сказать, что убежден, – наш дебютный концерт подтвердил, что поддержку нам оказали не зря. Это не похвальба – отзывы мы действительно услышали самые лестные, и, главное, мы видели реакцию публики.

– Ваше выступление на Ruskeala Symphony в самом деле имело огромный успех. Его особенно отметил в репортаже и федеральный телеканал «Культура». И это при том, что репетировали вы всего лишь полтора месяца, это так?

– Да. Мы должны были приступить к репетициям в апреле, но из-за пандемии планы пришлось отложить. Готовить программу для фестиваля начали только в начале июля, и справились! Конечно, было большое волнение, и в целом дебютное выступление на водной глади каньона – это незабываемые впечатления. Мы невероятно рады, что фестиваль все-таки удалось провести в этом году. Журналисты у меня спрашивали, почему мы назвали нашу программу «Серенада кавалеров». У классика русской музыки, композитора Александра Порфирьевича Бородина, есть произведение «Серенада четырех кавалеров». Но нас в хоре не четверо, а побольше. Поэтому мы решили назвать нашу фестивальную программу «Серенада кавалеров» – она по большей части состояла из русской хоровой музыки.

– Какие у вас будут ближайшие выступления?

– Сейчас мы готовим новую большую программу «Премьер-концерт». Надеемся, что ничто не помешает нам представить ее слушателям 15 сентября в филармонии и 23 сентября во Дворце искусств Кондопоги. В программу войдут сложнейшие образцы хорового искусства, например, четыре хора Сергея Танеева из цикла 16-ти хоров a capella для мужских голосов на стихи Константина Бальмонта, девять вокальных квартетов Цезаря Кюи, музыка Юрия Фалика, Георгия Свиридова, русские народные песни. Мы профессиональный коллектив, и это обязывает к сложному и разнообразному репертуару.

Строим, конечно, планы и на дальнейшую перспективу. Одну из задач нашего хора я вижу в том, чтобы возрождать, культивировать интерес к академическому хоровому искусству в районах. Если мы станем выезжать туда на гастроли, может быть, это послужит толчком к тому, чтобы молодые, талантливые выпускники музыкального колледжа, консерватории – а среди них все-таки есть те, кто после окончания учебы возвращается домой, на малую родину – тоже загорелись идеей, начали собирать любительские хоры. Если эпидемиологическая обстановка позволит, уже в этом году хотим посетить Сортавалу, Питкяранту, Медвежьегорск, Олонец, Сегежу, а в следующем году проехать и по северным, самым отдаленным районам, чтобы люди услышали хоровое пение.

Источник

Последние новости