Шлем защищает голову солдата от песка, камней, мелких осколков, осадков и, главное, от шальных пуль. А от прямого попадания снаряда, увы, не всегда. Тем не менее без этого защитного головного убора участвовать в боях было невозможно.
В Центре воинской славы хранятся образцы практически всех стальных шлемов, которые носили бойцы Красной армии в Великую Отечественную войну. Есть и редкие экземпляры, которые позволяют узнать историю возникновения русского стального шлема.
Рассказывает коллекционер и сотрудник центра Валерий Лазарев:
«Первый шлем, который появился на снабжении в качестве защитного головного убора еще во время Первой мировой войны – то есть когда существовала Российская императорская армия, был произведен во Франции. Эти шлемы образца 1915 года в больших количествах закупила Российская империя, чтобы они защищали головы бойцов императорской армии. Закупили их в количестве приблизительно два миллиона штук. Нужно отметить, что контракт со стороны Франции был выполнен полностью. Этот шлем называется «Адриана».
Однако двух миллионов шлемов для снабжения всей армии катастрофически не хватало. Было принято решение скопировать этот защитный головной убор, но сделать его более удачным и, главное, чтобы российской казне он обходился дешевле. Инженеры-конструкторы фабрики «Граната» изобрели стальной шлем, который в дальнейшем стали называть русский шлем из лопаточной стали (его аббревиатура ШЛС). Это вообще первый шлем российского происхождения.
ШЛС начали в срочном порядке изготавливать на почти 20 предприятиях в Российской империи, в том числе и на металлургическом заводе в известном нам поселке Вяртсиля.
В 1917 году произошла революция — Российская империя перестала существовать, а Финляндия стала самостоятельным государством. И поскольку там тоже выпускались ШЛС, они остались в Финляндии, и эти шлемы перешли на снабжение вновь образованной финской армии.
В 1918 году появилась Рабоче-крестьянская Красная армия. На складах нашей страны были в большом количестве два вида шлемов — ШЛС и французский «Адриана». И те и другие тоже защищали головы наших бойцов. Они были на снабжении в Красной армии были вплоть до 1936 года.
В конечном итоге для снабжения нашей армии был принят всем нам уже известный стальной шлем образца 1936 года. Есть такой миф, что в разработке этого шлема принял участие великий и знаменитый полководец Гражданской войны Семен Михайлович Буденный. Он командовал во время Гражданской войны Первой конной армией и, соответственно, имел отношение к кавалеристам. Поэтому, согласно мифу, он посоветовал инженерам-конструкторам сделать на верхней части шлема гребень, а также большие обводы: это нужно, чтобы отводить в сторону удар шашкой по голове.
А вот предназначение этого гребня очень простое: он нужен всего лишь для того, чтобы защищать от попадания осадков в вентиляционные отверстия. Кстати, в следующем по хронологии советском шлеме таких отверстий уже нет.
Этот защитный головной убор был принят на вооружение РККА, и у коллекционеров он имеет такое неофициальное название — халхинголка. Всё потому, что первый боевой опыт эти шлемы получили в военных конфликтах на Халкин-Голе.
Конечно, эти шлемы участвовали и в Советко-финяндской войне в 1939-1940 годах, а также в начале Великой Отечественной войны.
В 1938 году в СССР разработали специальный шлем для войск противовоздушной обороны. Его прототипом явился английский шлем МК1. Мало кто о нем знает, но, тем не менее, в Красной армии он был.
Его выпускали недолго, одна из особенностей этого шлема в том, что его делали даже в блокадном Ленинграде. Поэтому им пользовались не только войска противовоздушной обороны, но и защитники блокадного Ленинграда.
Следующий шлем СССР разработал в 1939 году. Его прототипом явился шведский защитный головной убор образца 1938 года. Новый советский шлем стал основным защитным головным убором, а его образ, можно сказать, стал образом солдата Победы. Такая сфера купола использовалась в советской армии до середины шестидесятых годов.
У коллекционеров шлем образца 1939 года называется трехклепка. Дело в том, что в нем был установлен подшлемник, конструкция которого держалась на трех заклепках. В 1940 году появился модернизированный подшлемник, он держался уже на шести заклепках. У коллекционеров такой шлем известен как шестиклепка.
Этот шлем защищал голову бойца от мелких осколков, от, что называется, шальной пули, от камня и песка и, конечно, от осадков. А вот от прямого попадания пули этот шлем спасал не всегда.
Нужно отметить, что есть архивные фотографии, которые подтверждают, что все эти шлемы использовались в Великой Отечественной войне. Даже французский «Адриана». Но, конечно, самый знаменитый, самый массовый шлем в Великой Отечественной — это шлем образца 1939 года.
Кстати, есть замечательная книга «История русского стального шлема» известного коллекционера Ивана Карабанова. Я его лично знаю, в этом он очень хорошо разбирается. Я советую читателям «Республики» почитать эту книгу».
Проект реализуется при поддержке фонда «Эстафета поколений» совместно с Национальным музеем Республики Карелия.
Последние новости