Представьте: вы повели детей в поход, а один из них пропал. Ваши действия?
Или вот еще ситуация: один из членов группы на всех обиделся, ни с кем не разговаривает и ничего не хочет делать. Как будете решать проблему?
Ответы на эти и другие вопросы должны знать старшеклассники-кадеты школы №5. Пройдет всего несколько месяцев, и им предстоит возглавить отряды школьников среднего звена – вести их в лес, учить ставить палатки и разводить костры.
Конечно, страховать их и следить за безопасностью будут взрослые педагоги. Но кадетам, которые с пятого класса проходят туристическую подготовку, вполне по силам стать наставниками для младших товарищей, уверен учитель истории и обществознания Никита Боровский.
В этом году педагог в партнерстве со спортивно-экологическим клубом «Пилигрим» написал проект по развитию школьного туризма, который победил в конкурсе президентских грантов.
Кадеты школы №5 к 9-10 классу действительно многое умеют. На еженедельных занятиях «Школы безопасности» их учат грамотно разбивать лагерь, вязать узлы, работать с картой и компасом, оказывать первую помощь. Свои знания они оттачивают в походах самого разного формата – однодневных, многодневных, летних, зимних, даже категорийных (спортивные походы, требующие специальной подготовки – прим. ред.).
Эти проблемы, говорит Никита Боровский, призван решить предлагаемый проект:
«Мы будем готовить ребят старших кадетских классов – 25-28 человек, которые смогут стать тьюторами. Уметь самому и учить других — это абсолютно разные вещи, поэтому у ребят будут мастер-классы по особенностям общения со школьниками среднего возраста, особенностям работы с малыми группами, по базовой первой помощи. На «Кургане» у нас будет обучение ориентированию, сделаем несколько выездов на шуйские скалы для работы с веревкой».
Когда кадеты научатся учить, они поведут детей из пятых-шестых классов в пятидневный поход в район Гирваса. Каждого тьютора закрепят за небольшой группой, за которую он будет отвечать: прививать детям навыки нахождения в лесу, сплачивать, мотивировать, решать проблемы, возникающие в процессе путешествия.
В сентябре наставники вновь возглавят группы учеников среднего звена и в течение 1,5 месяцев будут проводить для них мастер-классы, чтобы подготовить к соревнованиям по активному туризму. Сами соревнования устроят в конце октября, причем поучаствовать в них смогут и те, кто прошел обучение у наставников, и те, кто с туризмом не знаком, но хочет познакомиться.
Итогом проекта пройдет большой семинар для педагогов, родителей и всех желающих. Ведь этот опыт, говорит Никита Боровский, было бы полезно распространить за пределы школы №5, в идеале — на весь город.
Фонд президентских грантов оценил задумку и выделил «Школе детского туризма» 489 тысяч рублей. С их помощью организаторы проекта закупят туристическое оборудование — палатки и печки для палаток, веревки, инвентарь для спуска-подъема. На это потребуется порядка 400 тысяч, а оставшиеся 90 тысяч пойдут на организацию выездов, печать методических пособий, сувениры для детей.
Такая помощь оказалась очень своевременной: какое-то количество инвентаря для туризма у школы, конечно, есть, но его нужно регулярно обновлять, говорит Никита Боровский:
«В последний раз мы закупали оборудование лет десять назад. За это время изменились стандарты по туризму, в частности, по спортивному. Кроме того, и палатки, и веревки, и прочее оборудование изнашивается. А для нас в походах важна, прежде всего, безопасность детей».
Кроме того, чем больше инвентаря, тем больше школьников можно будет привлечь к активному туризму. А детям ведь это действительно интересно — даже поколению, которое не выпускает из рук смартфоны.
«Когда дети приходят в лес, гаджеты перестают работать буквально на второй день. Да и там обычно хватает других интересных дел. В пятом-шестом классе у детей обычно главный вопрос – «А мы костер-то будем в лесу разводить? Да? О, круто, мы идем», — говорит Никита Боровский. — То есть для них это уже праздник, потому что они не делают этого в повседневной жизни. И любой выход в лес – это событие, которому они очень радуются.
В походе дети ведут себя совершенно не так, как в школе: поход – это приключение, а если с ночевкой – огромное приключение. Это совершенно особенная атмосфера, и коллеги-педагоги, которые с нами иногда ездят, своих же учеников, бывает, просто не узнают».
Так что, помимо получения практических навыков, у проекта есть еще и терапевтический эффект: дети оказываются в непривычной обстановке, начинают общаться и заново друг друга узнавать. А про смартфоны вспоминают в основном, чтобы сделать фото или найти текст песни и спеть вечером у костра.
«Здесь очень многое направлено на воспитание в духе коллективизма, товарищества, — говорит Никита Боровский. — Дружба в походе развивается гораздо быстрее, чем в школе: в лесу люди раскрываются совершенно по-другому».
Последние новости