Приморский край, как известно, переживает туристический бум. Прошлый год был рекордным по количеству посетивших регион иностранных гостей. Что может привлечь новых туристов и усилить турпоток в наш край? Конечно, интересные турпродукты. Одним из таких продуктов, по мнению специалистов, являются гастрономические фестивали. В августе в Анучинском районе прошел четвертый фестиваль меда, где свои продукты предложили гостям пчеловоды из самых разных районов Приморья.
В списке эксклюзивных приморских продуктов, представляющих наш край на всевозможных площадках, в том числе за рубежом, мед занимает одно из первых мест. Его охотно покупают не только в регионе, но и за его пределами. В общем, в крае уже в этом году рассчитывают получить 6 тыс. тонн этого продукта. При этом, по оценкам специалистов, ожидается увеличение объемов производства этого сладкого продукта до 12 тыс. тонн в ближайшие годы. А в целом потенциал таежного меда оценивается на уровне 35 тыс. тонн. Правда, для достижения таких объемов нужно выполнить ряд важных условий и фактически перестроить отрасль в соответствии с требованиями рынка.
Стоит отметить, что, при всех проблемах, в отрасли в последние годы есть и некоторые успехи. К достижениям можно отнести выведенную не так давно дальневосточную породу пчел. Это достижение зарегистрировано официально, и теперь осталось только создать племрепродуктор в крае.
Производством меда сегодня в крае занимаются порядка 7 тыс. пасечников. Только 2% из общего объема получаемого меда приходится на крестьянско-фермерские хозяйства. Кроме того, в крае работают три относительно крупных производителя, у которых есть определенный потенциал для перехода на промышленное производство. Но более 90% этого продукта получают в частных хозяйствах, с небольшим объемом производства и ограниченным рынком сбыта. Возможностей для роста, продвижения продукта и завоевания новых рынков у этих производителей, как правило, нет. Это одна из главных причин трудностей со сбытом.
Другой, не менее важной, причиной этих трудностей является качество продукции, не всегда соответствующее нормативным требованиям. В этой связи специалисты вспоминают громкий скандал, когда Китай в 2015 году закупил неожиданно большой объем приморского меда - почти 2 тыс. тонн. А в 2016 году на весь мир прогремело сообщение о том, что основные партии меда, поставленного в Китай из Приморского края России, оказались с большим содержанием антибиотиков и остатками противоклещевого препарата. Заслуживала ли та ситуация такого резонанса, и не был ли сам скандал попыткой ограничить потенциального конкурента на рынке, сказать сложно. Но сама ситуация дала бесценный опыт и возможность скорректировать стратегию по продвижению этого продукта за рубежом.
- Нужно создать технологичное производство меда, по качественным характеристикам относящегося к органическим продуктам, - сказал на встрече с журналистами директор департамента сельского хозяйства Андрей БРОНЦ. - Поэтому с этого года начали отрабатывать вопрос создания промышленных пасек. Надо бороться за качество, потому что наш липовый мед ни в какое сравнение с другими медами не идет. С китайским медом, который поставляется во многие страны мира, мы можем конкурировать и даже вытеснить его. Китай, конечно, будет свои интересы защищать. Не так все просто. Но сейчас японский бизнес готов покупать у нас крупные партии меда, по качественным характеристикам однородного. Как говорят японцы: «дешевые меда у нас представлены широко – китайский, украинский и т.д., а в Приморском крае мы должны брать мед премиум класса, отвечающий экологическим стандартам». В таком случае и цена его будет другая.
В то же время открывать здесь свою компанию японцы не хотят. Но поскольку они готовы покупать мед, то выдвигают требования к упаковке, этикетке для экспортных продуктов. Продукт должен быть здесь защищен от подделок, а значит, должна быть гарантия качества. И, соответственно, сертификация должна быть на крупные партии. Такие партии у нас готовы закупать не только в Японии, но и в Гонконге, Тайване, на Филиппинах и др.
Все это значит, что массу мелких разрозненных пчеловодов придется объединять, создавать ассоциацию и кооперацию. Попытки создания ассоциации пчеловодов в Приморье, конечно, были, но со взносами у нее возникали проблемы. Еще сложнее обстоят дела с кооперацией в сельском хозяйстве края в целом и пчеловодстве в частности. В крае сегодня действую единичные сельхозкооперативы, в основном в молочной отрасли, но все они завязаны на конкретное перерабатывающее предприятие – организатора этого кооператива.
Как объединить пчеловодов в складывающихся обстоятельствах, пока не очень ясно. Возможно, их сможет объединить какой-то крупный производитель, например, Арсеньевский молочный комбинат, один из немногих участников фестиваля меда в Анучино, кто представил продукцию в качественной современной упаковке, разлитую в стандартные стеклянные баночки со всей необходимой информацией на фирменной этикетке.
В этой ситуации неизбежно возникает потребность в создании бренда регионального меда. Мелким производителям подобные задачи не под силу. Тем более, бренд может получить только сертифицированная пасека. И если сертифицировать мед для внутреннего рынка - задача относительно не сложная, то получить сертификат для экспорта намного сложнее.
- Если говорить о проверке меда на экспорт, то это процедура длительная и комплексная, и нет на данный момент у нас лаборатории, которая выполняла бы все анализы, - прозвучало в ответе на вопрос журналистов в Анучино. - Россельхознадзор заключил с Китаем соглашение о том, что лабораторные исследования, проводимые в КНР, будут нашим надзорным ведомством приниматься. И на основании этих заключений будет осуществляться вывоз в Китай партии меда. Но специализированной лаборатории под все требования разных иностранных экспортеров у нас нет. По решению правительства будут созданы 35 специализированных лабораторий, которые должны будут обеспечить полный спектр проведения анализа. Эти лаборатории должны пройти аккредитацию зарубежными органами. Это задача на следующий год.
А между тем, сильный бренд приморского меда может стать основой для создания туристического событийного продукта в крае. Собственно, попыткой создания такого продукта в какой-то степени и является фестиваль в Анучино. Конечно, полноценным событийным турпродуктом это мероприятие пока назвать сложно, поскольку по сути оно не выходит за рамки обычной ярмарки меда. И в плане отдыха посетивших его гостей оставляет желать лучшего.
- Мы будем поддерживать «событийку», такая возможность будет со следующего года, не только финансово, но и оборудованием, - сказал директор департамента туризма Константин ШЕСТАКОВ. - Мы приобретем какие-то интересные столы, стулья, может быть крафтовые. Пластик – это точно не про нас. Но организовать «событийку» как системный турпродукт может только бизнес. У нас должны появиться событийные мероприятия, системные, постоянные, с хорошим уровнем качества проведения этих мероприятий. Туризм работает только так. Нужно приучить туристов к тому, что у нас это есть. Мы должны идти вслед за спросом.
А спрос, как считают специалисты, - на абсолютно понятных площадках. Из 600 тыс. туристов, посетивших наш край в прошлом году, порядка 80% ограничились Владивостоком, еще около 10% побывали в Уссурийске, 5% - в Находке и столько же - в Хасанском районе, где есть обустроенные места отдыха. И пока, по большому счету, в крае нет тех площадок, где можно было бы доступно реализовывать не только мед и дикоросы, но и другие местные продукты, тем самым позиционируя Приморье как тот самый регион, куда нужно приехать для того, чтобы попробовать, например, морепродукты, мед, дары тайги и прочие уникальные продукты.
- Туристы поедут только в том случае, если мы сами, жители Приморского края, начнем на такие мероприятия ездить, - считает Константин Шестаков. - Должно быть создано адекватное предложение. Например, если мы из Владивостока или другого населенного пункта поедем сюда, то получим на 40% дешевле продукт. Если ценообразование этого не позволяет сделать, то все равно должна быть какая-то сильная позиция. Массовый поток иностранцев мы сможем обеспечить только в том случае, если на место проведения мероприятия будут ездить местные жители. Пока это не начнет нравиться нам самим, сложно обеспечить постоянный поток.
На фото: Приморье пока не готово разливать мед в большую тару.
Фото из архива
Елена АБАШЕВА. Газета "Золотой Рог", Владивосток.
Последние новости