Чистота в городе - не фантастика. Простой житель Владивостока хорошо знает и постоянно вылизываемые коммунальными службами городские территории в центре, и досадные участки тоже в центре, которые свидетельствуют о том, что наши дворники - не волшебники. Хотя зачастую они невидимы. И известно, что наших коммунальщиков каждый год накрывает стихия в виде листопада и снега.
Смешиваясь в общую кучу с неубранным мусором, они превращают территорию города в настоящее поле битвы за чистоту. Государственная программа «Охрана окружающей среды Приморского края» на 2013-2020 годы предлагает работникам организаций и служб, занимающихся уборкой территорий, проявлять в этой борьбе последовательность и сообразительность, поскольку расходы на нее ограничены, техники и рук не хватает, а жить хочется во Владивостоке чистом и комфортном.
Начинающийся листопад, как всегда, привносит в настроение лирическую грустинку. Жалкими отрывками поэзии в голове прокручиваются строки типа «люблю я пышное природы увяданье» или «как прощальный салют в сентябре листья жгут».
А ведь действительно жгут - бестолково и в большом количестве! Сгребают граблями в кучи и поджигают, не думая о том, что этим лишают почву пополнения ценной органики, которая должна перегнивать и давать жизнь биологической цепочке, поддерживающей городские почвы на достаточном для озеленения уровне плодородия. Не думают о том, что вместе с дымом в воздух высвобождаются вредные вещества, от которых растения его чистили. И это, пожалуй, хлеще для окружающей среды, чем угольная пыль в чистом виде. И горожанин от этого дыма чахнет пуще, чем от курения…
По данным пресс-службы городской администрации, золотая и медная листва, трава - свежескошенная и сухая, ветки и стволы деревьев после санитарных рубок, не сгорающие в кострах (которые из санитарных и противопожарных соображений категорически запрещается жечь) - все это вывозится во Владивостоке на ул. Холмистую,1, где работает полигон ТКО Спецзавода №1. И там эти природные биоотходы завершают свой жизненный цикл. Без какой-то особой пользы.
Что касается пользы, то в Москве, например, несколько лет назад, по настоянию городского департамента природопользования, коммунальщиков просто стали штрафовать за уборку листьев с газонов и прочих мест, отведенных под зеленые насаждения, поскольку природоохранители посчитали, что уборка листвы нарушает природный баланс в городе.
Кстати, этой точки зрения придерживаются и специалисты Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы, способствуя внедрению в Приморье и на Дальнем Востоке современных технологий противопожарного контроля территорий. Они считают, что мало того, что от природных пожаров истощаются наши природные богатства, так ущерб еще больше усугубляют уборки и сжигание органики, которую собирают с территорий поселений, и просто искусственные палы. От этого зачастую гибнут молодые посадки, в суровую зиму повреждаются корни деревьев, сокращая их жизнь, исчезают насекомые и птицы, питающиеся ими.
Хороший дачник даже в городе не сжигает траву и листья, а использует их для утепления посадок на зиму и получения компоста. Эта практика на уровне всего Владивостока почему-то не срабатывает. Считается правильнее - собрать природный «мусор» в мешки и вывезти. На это тратятся большие деньги. Машины зачастую возят «воздух». А в перспективе предстоит и завоз в город почв, пригодных для озеленения, откуда-то издалека, взамен уже истощенных и отравленных реагентами и солью, попадающими на газоны при чистке дорог и тротуаров.
Надо отметить, что московский запрет на уборку листьев с газонов - это не ноу-хау. Так, в Германии и ряде других экономически развитых стран в городах весь осенний опад остается на голой земле, и никто его не убирает ради тотальной чистоты. Хотя, конечно, листья с тротуаров и дорог приходится перемещать на зеленые территории. И никто их там не жжет - культура этого не позволяет. А у нас с этой культурой проблема. Не умеют горожане обращаться с огнем. И это приводит к серьезным последствиям. Известно, например, что пожарами от костров, которые в свое время оставляли незатушенными посетители Ботсада ДВО РАН, во Владивостоке однажды была уничтожена ценнейшая коллекция уникальных многолетних растений, которую не удалось восполнить до сих пор.
Для Владивостока даже небольшой снег - большая проблема, а большой снег - коллапс, из которого приходится выходить до разгара весны.
У многих уже, наверное, стерлось из памяти, что выпавший в этом году на 1 и 8 марта снег, который временно складировался на центральной площади Владивостока, затем вывозился в район недостроенного ФОКА в Снеговой пади и полигона ТБО на ул. Холмистой аж до начала апреля. И та уборка, и временное складирование снега все еще оставляют вопросы. Главный из которых - удастся ли в близком будущем городу преодолевать снежную стихию без надрыва, нарушений экологии и значительных затрат ресурсов и денег.
Делая выводы из уроков мартовской снегоуборочной кампании, глава администрации Владивостока Виталий ВЕРКЕЕНКО отметил, что обильный снег вскрыл ряд серьезных недостатков в городском хозяйстве. В частности, выявилась нехватка спецтехники, площадок, пригодных для складирования снега, плохая пропускная способность транспортной сети в период очистки дорог и тротуаров и пр. См. также досье в подвале полосы.
Известно, что многим почему-то показалось неуместным использовать центральную площадь города под временное снегохранилище. Были претензии, что снег грязный. Но это и понятно - его собирали с дорог, которые предварительно были посыпаны сотнями тонн пескосолевой смеси и были политы сотнями кубов жидких реагентов. И принципиально большинство горожан поддержало использование площади под оперативный сбор снега.
Можно только сожалеть, что у города всего одна такая удобная для этих целей площадь. Известно, что ранее снег складировался в районе Спортивной гавани, но там к нему были высказаны серьезные претензии, что он, попадая в море, загрязняет акваторию. И складирование запретили.
Но и центральная площадь с точки зрения закона оказалась неподходящим местом для временного хранения снега. При этом прокуратура признала это хранение незаконным не только на площади, но и в районе Снеговой пади. Соответственно были внесены представления главе администрации Владивостока, руководителю МБУ «Содержание городских территорий» и заместителю начальника управления дорог и благоустройства города. Были также вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении за самовольное согласование мест для временного размещения снега. Было указано, что эти места должны согласовываться муниципалитетом заранее и публиковаться на сайте администрации. Соответствующее постановление администрации появилось, но уже после снежной стихии и борьбы с ней.
Особенно прокуратуру возмутило то, что снег и лед, содержащие химические реагенты, складировались в водоохранной зоне бухты Золотой Рог. То есть, водоем «кристальной чистоты» мог пострадать от продуктов химии и грязи. Но и вывезенные на ул. Выселковую со снегом, они тоже могли попасть в море после таяния, но уже в Амурский залив.
В общем, куда ни кинь - всюду клин. То есть, надо запускать снеготаялки, соединять их в комплекс с какими-то специальными очистными сооружениями, которые должны чистить растаявший снег от химикатов, грязи и мусора, чтобы в море вода уходила уже в чистом виде. А может быть - и не в море, а на технические нужды - на мойку дорог машинами, полив цветов и пр. Но для этого городу, опять же, нужно какое-то водохранилище.
Виталий Веркеенко подметил, что для борьбы со снегом «нужно возвести в систему план действий при различных ситуациях, выработать систему управления и организации работ, комплектации звеньев, оптимальный режим работы и мотивацию специалистов в различных ситуациях, а не искать решения, куда направлять технику и везти снег, в ручном режиме».
Что ж, понимание главного в борьбе со снегом есть. Есть и люди, которые в трудной ситуации готовы работать днем и ночью. Это показал снежный март. И надо надеяться, что новая зима не застанет город и его службы безоружными к сюрпризам природы, а прокуратура подскажет, где и как складировать снег, чтобы он не мешал нормальной жизни города и не портил своим послеуборочным качеством окружающую среду.
Досье "Золотого Рога": По подсчетам администрации города, для эффективной уборки городских дорог от снега требуется не 100 имеющихся машин и механизмов, а около 500. Но, возможно, и меньше, если они будут многофункциональны. Их надо приобретать, несмотря на ограниченность бюджета в средствах. Мэрия напомнила о наличии у города двух снегоплавильных установок, которые хорошо зарекомендовали себя в других городах, но у нас они пока не работали, поскольку «пылились на складах». Их оттуда изъяли, но будут ли они задействованы в новый сезон - пока непонятно.
На фото: Природоохранители считают, что уборка листвы нарушает природный баланс в природе…
Фото Фото Юрия НУРМУХАМЕТОВА
Виктор КУДИНОВ. Газета "Золотой Рог", Владивосток.
Последние новости