За последние годы финансовые показатели Приморского края заметно улучшились: увеличились собственные доходы краевого бюджета и процент исполнения госпрограмм, снизился государственный долг региона. Сегодня приоритетом становится укрепление финансовой дисциплины - как на уровне края, так и на уровне муниципалитетов.
Получается ли у Приморья жить по средствам, и как сделать так, чтобы денег в бюджетах всех уровней стало больше - на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью деловой газете «Золотой Рог» ответила вице-губернатор Приморского края Татьяна КАЗАНЦЕВА.
- 2017 год для России стал временем перехода от экономического спада к росту экономики. Можно ли сказать, что аналогичная тенденция сложилась в Приморском крае? Какие отрасли сегодня выступают «локомотивами» приморской экономики?
- Итоги прошедших 12 месяцев еще не подведены, но можно говорить о переходе экономики в более стабильное русло. По итогам января-ноября 2017 года индекс производства промышленной продукции в Приморье составил 119,1% к аналогичному периоду 2016 года. Лидирующими отраслями для реализации инвестиционных проектов в Приморском крае являются строительство и недвижимость, сельское хозяйство и животноводство, предоставление услуг, логистика, туризм. Наибольший доход в бюджет Приморья сегодня приносят логистика, рыбная и лесная отрасли, строительство, банковская сфера.
- Каковы предварительные итоги исполнения бюджета Приморского края в 2017 году? Все ли государственные программы профинансированы в запланированном объеме?
- План по собственным налоговым и неналоговым доходам в бюджет Приморского края по итогам 2017 года выполнен на 107,7%. Это очень внушительный показатель - подобной динамики роста доходов я не припоминаю. При запланированном дефиците в 3,93 млрд рублей бюджет-2017 был исполнен с фактическим профицитом в 4,44 млрд рублей. Это стало возможным, прежде всего, за счет превышения плана по собственным доходам более чем на 5 млрд рублей.
В муниципалитетах темп роста доходов был чуть меньше, однако поступления в консолидированный бюджет Приморского края составили 106% от плана. Особо отмечу рост поступлений от налога на прибыль организаций: хотя в конце 2016 года норматив отчислений данного налога в бюджет регионов был снижен на 1%, вместо ожидаемого падения на 0,9 млрд рублей край получил дополнительно более 1 млрд рублей налога на прибыль. Ранее федеральный центр обещал поощрить регионы, которые добьются подобных успехов, и мы, безусловно, на это рассчитываем.
Что касается государственных программ, то подавляющее большинство из них по итогам 2017 года выполнено практически на 100%. Исключение составили те программы, где предусматривались объекты капитального строительства - строители не всегда успевают в срок, и мы вынуждены переносить расходы на следующий год. По ряду программ на показатели выполнения влияют такие факторы, как несвоевременное исполнение обязательств по госконтрактам, а также неполное освоение муниципалитетами краевых субсидий. По программе социальной поддержки населения мы всегда закладываем в бюджет средства «с запасом», поэтому ее исполнение на 98% обусловлено меньшим, чем предполагалось, количеством получателей мер социальной поддержки.
- Какова сегодня доля федеральных дотаций в формировании доходной части бюджета Приморья?
- Доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в общей сумме доходов Приморского края в 2017 году составила 15%, или 24,02 млрд рублей. Из этой суммы 8,96 млрд рублей составила дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности и 0,97 млрд рублей - дотация на обеспечение сбалансированности регионального бюджета. Остальное - это «целевые» деньги, которые регион не может тратить по своему усмотрению.
- Каковы новые принципы взаимодействия Минфина РФ с регионами в части предоставления федеральных дотаций? Исполняет ли край обязанности, установленные соглашениями с Министерством?
- В 2017 году Приморский край впервые заключил соглашение с Министерством финансов РФ об условиях получения поддержки из федерального бюджета. Регион взял на себя ряд обязательств, среди которых - рост собственных налоговых и неналоговых доходов, увеличение доли субъектов малого предпринимательства, снижение уровня безработицы. Приморьем эти обязательства были исполнены, например, безработица снижена до минимально возможного уровня. Растет объем инвестиций в основной капитал - плюс 6,8% по итогам девяти месяцев 2017 года; по итогам 12 месяцев также ожидаем рост.
В 2018 году условия предоставления финансовой помощи регионам станут еще более жесткими - например, регион будет обязан провести оценку эффективности предоставленных налоговых льгот и пониженных ставок по налогам. Предполагаю, что подобная работа вряд ли понравится предпринимательскому сообществу, но таково требование времени. Мы должны понимать, для чего мы даем льготу и какой экономический эффект от нее получает Приморский край. В этом плане показателен опыт Татарстана: там налоговые льготы предоставляются компаниям в обмен на обязательства создать определенное количество рабочих мест, увеличить платежи по другим налогам и так далее. Если эти обязательства не выполнены, льгота не предоставляется. Считаю, что Приморью тоже стоило бы пойти по этому пути, поэтому оценка эффективности имеющихся налоговых льгот играет здесь ключевую роль.
- Бюджет-2018 - первый, который Вы подготовили в ранге вице-губернатора Приморского края. Расскажите, как происходит процесс «верстки» бюджета, исходя из чего рассчитываются его основные параметры? Сложно ли находить баланс между социальными статьями и расходами на развитие экономики, транспортной и коммунальной инфраструктуры?
- Специальная рабочая группа начинает формировать проект бюджета на очередную «трехлетку» еще в мае. То есть, к примеру, бюджетом 2019-2021 годов мы начнем заниматься уже в мае 2018 года.
Что имеет первостепенное значение для балансировки бюджета? Прежде всего мы оцениваем затраты на все установленные законами расходные обязательства. Все они должны иметь доходное обеспечение. Например, в 2018 году Приморье имеет собственные доходы в 71,2 млрд рублей и 8,5 млрд рублей федеральных дотаций. То есть нужно распределить практически 80 млрд рублей. При этом расходы на заработную плату и субвенции на образовательный процесс школьников и дошкольников составят 37,5 млрд рублей, социальные выплаты - 9 млрд рублей, взнос в Фонд обязательного медицинского страхования - более 12 млрд рублей. Кроме того, мы обязаны формировать дорожный фонд, это не менее 6 млрд рублей. То есть 64 млрд из 80 млрд рублей мы уже распределили на обязательства, от которых отказаться нельзя. А ведь есть еще обязательства по каждой госпрограмме, «привязанные» к определенному году. Есть расходы на текущую деятельность краевых учреждений, на финансовую помощь муниципальным образованиям, на поддержку сельского хозяйства. Наконец, фактические расходы бюджета на прохождение отопительного сезона составляют около 9 млрд рублей.
Несложный подсчет показывает, что «свободных» денег в проекте бюджета практически не остается. Поэтому в процессе подготовки бюджета каждый департамент защищает «свои» расходы перед комиссией. Затем все данные ложатся на стол губернатору, который получает полную картину: какими доходами располагает край, какие расходы необходимо учесть в обязательном порядке, достигнут ли предельный размер дефицита, укладываются ли потребности департаментов в рамки этого дефицита.
Добавлю, что одна из первых задач, которую поставил врио губернатора Андрей ТАРАСЕНКО, - это увеличение доходной части краевого бюджета. По каждому департаменту был проведен анализ: как он работает с курируемыми отраслями, как эта работа влияет на доходную часть. Вторая задача - это оценка эффективности вложений в ту или иную отрасль. Например, на господдержку сельского хозяйства мы потратили 3 млрд рублей, а рост налоговых поступлений от сельхозпредприятий составил всего 0,5 млрд рублей, есть недоимка по налогам… О какой эффективности мы говорим? Здесь нужен такой же подход, как и к налоговым льготам: если бюджет дает рубль субсидий, значит, этот рубль должен вернуться в бюджет в виде налогов. Или цена продукции для граждан должна стать ниже.
- Отражено ли в бюджете Приморья на 2018 год повышение заработных плат по майским указам президента РФ Владимира ПУТИНА? Предусмотрена ли индексация оплаты труда работников бюджетной сферы в плановом периоде 2019-2020 годов?
- В бюджете-2018 индексация зарплат по «майским указам» предусмотрена в требуемом объеме. Кроме того, за счет краевого бюджета дважды проиндексирована зарплата некоторым категориям работников бюджетных учреждений, ранее не подпадавших под действие «майских указов» - с 1 октября 2017 года на 5%, и с 1 января 2018 года на 4%.
Прогнозировать динамику заработных плат после 2018 года я не берусь, но, думаю, что снижать достигнутый уровень оплаты труда никто не позволит. Дополнительных средств потребует планируемое в 2018 году увеличение размера МРОТ, на который в Приморье начисляется районный коэффициент. Мы оцениваем эти затраты в сумму порядка 700 млн рублей.
- К 2020 году бюджет Приморья предполагается сделать бездефицитным. Каким образом будет решена эта задача - за счет сокращения неэффективных расходов или благодаря росту собственных доходов краевой казны?
- Начну с того, что к 2020 году, согласно соглашению с Минфином, Приморский край должен перестать быть дотационным субъектом. Если в этом году мы получили 8,5 млрд рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, то в 2019 году эта сумма станет вдвое меньше, а в 2020-м ее не будет вовсе. Эти средства мы должны компенсировать за счет роста собственных доходов Приморского края - врио губернатора поставил задачу обеспечить рост не менее, чем на 5% в год. Путь жесткий, но правильный: он даст региону определенную финансовую свободу, потому что сегодня получение дотаций сопряжено с целым рядом ограничений. Этот принцип обязательно найдет отражение в документах по стратегическому развитию Приморского края.
Что касается дефицита, то с учетом обязательств перед Минфином, его предельный уровень ограничен планкой в 10% от суммы собственных доходов. А с 2020 года бюджет Приморья должен исполняться с профицитом.
- Для многих регионов РФ актуальным вопросом является высокая долговая нагрузка. Какие меры предпринимаются для недопущения роста долга Приморского края?
- Сейчас госдолг Приморья составляет около 4 млрд рублей. За последние два года нам удалось полностью заместить все коммерческие кредиты бюджетными, а задолженность по бюджетным кредитам за минувший год снизилась с 5 до 3,8 млрд рублей. На днях планируем заключить соглашение с Минфином РФ о реструктуризации оставшейся задолженности. Условия реструктуризации весьма жесткие, однако ставка по бюджетным кредитам составляет всего 0,1% годовых. Это избавляет Приморье от дополнительных затрат на обслуживание долга, которые мы понесли бы, привлекая коммерческие кредиты.
Кроме того, у нас есть государственная гарантия в размере 0,6 млрд рублей, выданная КГУП «Примтеплоэнерго», и гарантия на аналогичную сумму, выданная ОАО «Наш дом - Приморье». Возможно, что в связи с этим объем госдолга увеличится. Однако даже с учетом такой возможности государственный долг Приморского края сегодня находится на безопасном уровне.
- Возможно ли погашение за счет средств бюджета Приморья долгов краевых предприятий, помимо предоставления им госгарантий?
- Напрямую гасить такие долги нельзя по законодательству. Средства в рамках госгарантии могут быть израсходованы в том случае, если предприятие возьмет кредит и не сможет по нему рассчитаться. Также речь может идти о субсидиях из бюджета, обоснованием которых станут инвестиции в развитие предприятия, в снижение себестоимости производства.
- В последние годы представители ряда муниципалитетов Приморья регулярно обращались за дополнительной финансовой помощью из бюджета края. Какие меры планируется принять для того, чтобы «проблемные» муниципалитеты не только получали дотации, но и работали над повышением собственных доходов?
- Выравнивание бюджетной обеспеченности всех муниципалитетов является полномочием субъекта РФ. Если мы посмотрим расчеты достаточности средств муниципалитетов, то все они обеспечены равным количеством денег - за исключением Владивостока, Уссурийска и Находки, где бюджетная обеспеченность выше. Однако при равном потенциале территории расходуют деньги с разной эффективностью. К сожалению, иногда имеет место прямая безответственность главы муниципалитета. Как я уже говорила, на уровне края разработана программа по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики. В 2017 году аналогичные программы должны были быть приняты в городах и районах Приморья, но почему-то не все территории посчитали нужным это сделать, особенно муниципалитеты с большой задолженностью…
Сегодня города и районы Приморья должны провести оценку своих налоговых льгот - по аналогии с той, что проводится на краевом уровне. Кроме того, у территорий есть огромный резерв по имущественному и земельному налогам, только по второму недоимка составляет 7 млрд рублей. Но многие главы даже не планируют ее взыскивать - им проще прийти в край и просить денег. Однако регион больше не может просто давать деньги «проблемным» городам и районам без каких-либо обязательств с их стороны. «Тушить» проблемы одних муниципалитетов за счет других неправильно.
Укрепление финансовой дисциплины на местном уровне сегодня становится задачей номер один. Еще одно предложение касается ограничения количества госпрограмм, в которых может участвовать территория - у нас чем беднее муниципалитет, тем в большем количестве программ он участвует. Вводятся штрафы для глав и руководителей финорганов за перенос сроков сдачи объектов, строящихся в рамках госпрограмм. Кроме того, мы хотим вернуться к норме, когда условием получения помощи из краевого бюджета станет снижение кредиторской задолженности муниципалитета. Здесь можно поставить в пример руководство Находкинского городского округа: за два года муниципалитет сумел полностью погасить долг, который составлял около 800 млн рублей.
- Планируется ли оказывать дополнительную помощь из краевого бюджета бывшему ЗАТО, а ныне городскому округу Большой Камень, который с 2018 года лишился федеральной дотации?
- Прямую финансовую поддержку оказывать пока не планируем. Хотя Большой Камень больше не получает федеральные деньги, по итогам 2017 года в городе отмечен рост собственных доходов местного бюджета на 10%. Кроме того, есть недоимки по налогам со стороны подрядчиков, работающих на объектах ТОР «Большой Камень». То есть резервы для дальнейшего увеличения доходной части местного бюджета у руководства города имеются.
- На каком этапе находится разработка Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года? Каковы ее основные приоритеты?
- Открытый конкурс на разработку Стратегии выиграл Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), который привлек в качестве соисполнителя ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп». В конце декабря был завершен первый этап работы - анализ текущей ситуации. Сейчас мы работаем над определением стратегических приоритетов, целей и задач долгосрочного развития Приморского края на каждом этапе реализации Стратегии.
Главой региона Андреем Тарасенко поставлены конкретные задачи, которые должны обязательно найти отражение в Стратегии - это увеличение численности населения и повышение комфортности проживания в Приморском крае. Поэтому после того, как исполнитель подготовит проект Стретегии-2030, мы намерены провести его широкое публичное обсуждение, в том числе - с представителями муниципальных образований Приморья.
ВОПРОС РЕБРОМ
- Вносят ли свой вклад в рост экономики Приморья, в пополнение доходной части бюджета проекты резидентов ТОР и свободного порта Владивосток?
- Не могу сказать, что наши ожидания в этой части полностью оправдались. Например, статус резидента СПВ имеют уже порядка 400 организаций, но лишь 7% из них приступили к реализации своих проектов. Естественно, это совсем не те объемы инвестиций, которые были заявлены в проектных декларациях. Аналогично по территориям опережающего развития. При этом инвестиции краевого бюджета в строительство инфраструктуры для созданных в регионе территорий опережающего развития должны составить не менее 4 млрд рублей в течение трех лет.
Александр САЛКОВ.
Газета "Золотой Рог", Владивосток.
Последние новости