Считанные недели остались до начала рассмотрения краевым Законодательным Собранием бюджета Приморья на 2018 год. Традиционно, одним из ключевых в дискуссии по бюджету является вопрос о том, за счет чего будет наполняться краевая казна и какой процент от доходной части бюджета-2018 составят собственные доходы региона. По мнению депутата Законодательного Собрания Приморского края 5-го и 6-го созывов Юрия КОРСАКОВА, рост собственных доходов краевого бюджета будет зависеть от состояния экономики Приморья, а также от эффективности применения преференций для новых инвестпроектов, установленных краевыми и федеральными законами.
- Юрий Михайлович, в последние годы мы не раз слышали отчеты о том, как прекрасно развиваются различные проекты в Приморском крае. Как это соотносится с параметрами бюджета-2018, которые сейчас обсуждаются: расходная часть – 89 млрд рублей хотя расходы в бюджете нынешнего года – уже 102,6 млрд? Падают налоговые поступления и доходы краевой казны?
- Если мы посмотрим на основные экономические показатели, они не внушают особых опасений. Но и оптимизма тоже. В январе-августе 2017 года по сравнению с аналогичным показателем 2016-го индекс промышленного производства составил 107,3%. Но это рост без учета инфляции. В обрабатывающих производствах рост еще больше - 13,7%. Однако добыча полезных ископаемых падает несколько последних лет, нынешний – не исключение. Всего 88,7% к январю-августу 2016 года! Индекс физического выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности в первом полугодии 2017 года – 100,1%. То есть мы в лучшем случае топчемся на месте.
В то же время неплохие результаты в 2016-2017 годах показала рыбодобыча, бюджетообразующая для края отрасль. В прошлом году рыбопромышленные предприятия выловили на 13% рыбопродукции больше, перечислили в консолидированный бюджет края 3,2 млрд рублей. Связано, это, скорее всего, с тем обстоятельством, что в следующем году будут распределяться квоты на водные биоресурсы. Сельское хозяйство, за исключением моментов, связанных с затоплениями, развивалось хорошо: за восемь месяцев 2017 года рост 108,8%. Но рекордные урожаи в России почти повсюду, и тут видна прямая связь с поддержкой государства, с субсидированием отрасли из бюджетов – федерального и краевого.
- Насколько существующие тенденции в экономике долговременны?
- С 2002 по 2011 годы валовый региональный продукт (ВРП) Приморского края рос хорошими темпами – в среднем на 6,3% в год. Реальные располагаемые расходы населения увеличивались в среднем на 10% в год. Таким образом, за десятилетие средний житель края стал жить вдвое лучше. Важный показатель, инвестиции в основной капитал, увеличивались на 20-70% в год – только в 2011 году было проинвестировано 307 млрд рублей!
Реальные проблемы в экономике края начались в 2012 году, связаны они с завершением масштабных госинвестиций в стройки саммита. С 2012 года мы, в лучшем случае, стагнируем, причем на протяжении нескольких лет подряд. Плохо, что уменьшаются инвестиции в основной капитал – в прошлом году они составили 123 млрд рублей, тогда как в 2015 году – 139 миллиардов.
- Какие решения приняты Законодательным Собранием Приморского края для того, чтобы вывести экономику региона из стагнации, придать ей новый импульс?
- Еще до появления федеральных законов «О Свободном порте Владивосток» и «О территориях опережающего развития» по решению краевого Законодательного Собрания были установлены льготы для крупных инвестиционных проектов, которые реализуются в Приморском крае. В настоящее время любой проект, где сумма капитальных вложений составляет не менее 50 млн рублей за три года или 500 млн рублей за пять лет, получает нулевые ставки налогов на прибыль и имущество в первые пять лет. В последующие пять лет ставки данных налогов составят 10% и 0,5% соответственно.
После принятия в 2015 году федерального закона «О свободном порте Владивосток» депутатами ЗС ПК были приняты краевые законы, позволяющие резидентам СПВ воспользоваться пониженными ставками налогов. Это ставки по налогу на имущество организаций в размере 0% в первые пять лет после начала проекта и 0,5% в последующие пять лет. Это пониженные ставки налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в краевой бюджет, в размере 0% в первые пять лет, и 10% - в последующие 10 лет. Добавлю, что ряд муниципалитетов установил льготные ставки земельного налога для резидентов Свободного порта Владивосток и территорий опережающего развития.
- На ваш взгляд, оправдаются ли ожидания ускоренного развития Приморья через ТОСЭРы и Свободный порт?
- Если рассматривать данные инструменты без эмоций, они представляются мне хорошими возможностями. Резидентами СПВ и территорий опережающего развития в Приморье стало уже больше 300 компаний. Наверное, далеко не все они проинвестируют заложенные в проектах деньги – заявлены инвестиции на сотни миллиардов, но ведь значительные суммы уже вложены. Работает ряд предприятий, в том числе крупных, в агропромышленном комплексе, логистике, производстве строительных материалов. В Надеждинском районе в рамках СПВ построен целый жилой поселок.
Для Приморья это уникальная возможность – поскольку Свободный порт был открыт поначалу у нас, и первые ТОРы появились здесь – привлечь инвестиции. Впервые за много лет производить здесь выгоднее, чем во многих других местах. А для приморцев все эти новшества – возможность трудоустройства на высокопроизводительные рабочие места с высокой зарплатой и интересными перспективами.
- Депутаты-коммунисты говорят о том, что бюджет вложил в инфраструктуру ТОРов в течение нескольких лет миллиарды рублей, и непонятно, когда они вернутся. Ведь резиденты освобождены на длительные сроки от уплаты большинства налогов.
- Нагрузка на краевой бюджет, действительно, серьезная. Но при создании ТОРов и Свободного порта подразумевалось, что это не благотворительность в пользу частного капитала, а курица, которая впоследствии будет нести «золотые яйца». Если депутатов смущает необходимость инвестировать бюджетные средства в строительство «Хайяттов», то польза от развития инфраструктуры ТОРов, вложений в СПВ больших сомнений не вызывает даже у представителей КПРФ.
Есть соответствующие финансово-экономические обоснования, есть первые результаты. Например, налог на доходы физических лиц сразу поступает в краевой и местный бюджеты с момента начала работы предприятия. По некоторым расчетам, только по НДФЛ новые предприятия в ТОРах пополнят консолидированный бюджет Приморского края на 770 млн рублей в год! По итогам 2016 года резиденты ТОРов уже пополнили бюджет Приморья на 358 млн рублей. То есть даже в период действия налоговых преференций особые экономические зоны и режимы принесут бюджету миллиарды.
- Но все-таки, основной пласт экономики региона – «старые» предприятия, которые резидентами не являются. Как быть с ними?
- Именно потому мы, депутаты Законодательного Собрания, призываем не рассматривать СПВ и ТОРы как панацею. Недаром в феврале 2016 года нами был принят закон о промышленной политике в Приморском крае. Мы считаем, что надо помогать тем компаниям, которые давно здесь работают, дают заработок сотням тысяч приморцев. Причем меры поддержки есть разные – не обязательно требующие бюджетных затрат. Нужна соответствующая государственная программа, которую разрабатывает администрация Приморского края.
Артем СТРОГИН. Фото из архива.
Газета "Золотой Рог", Владивосток
Последние новости