Следующая новость
Предыдущая новость

Почему дорожает российский бензин?

Почему дорожает российский бензин?

  В последнее время, будто бы по команде, печатные и электронные СМИ стали пестреть материалами, предсказывающими рост цен на бензин. Мол, литр высокооктанового бензина уже повысился в Москве на целых 30 копеек, а вскоре он будет стоить аж на 2 рубля больше! Простой потребитель удивляется на оправдательные доводы нефтяников, что и во всем мире бензин дорожает. Вот бы и добывали нефть «во всем мире», а не на российской территории. Более-менее компетентный потребитель знает, что только за 2005 год прибыль нефтяных компаний в среднем выросла в 7,5 раз или на 750%, и в сердцах обзывает нефтяников очень нехорошими словами, самое приличное из которых является прилагательное «жадные».

Но самая удивительная реакция у министерства экономического развития и торговли (МРЭТ), что находится под началом  Грефа. Так вот, глава МРЭТ заявляет о планах убрать ввозные пошлины на импортный бензин, дабы сбить непомерно растущие цены на российских автозаправках при помощи более дешевого зарубежного бензина. А некоторые политологи критикуют Грефа, заявляя, что надо свои НПЗ строить. Якобы тогда и бензин будет дешев. За всей этой фантасмагорией на самом деле происходит ожесточенная схватка за нефтяные сверхприбыли между российским государством и нефтяными олигархами. Дело в том, что угрозой роста на бензин на отечественных автозаправках нефтяные олигархи пытаются не позволить российскому правительству повышать так называемые вывозные пошлины на нефть.

То есть, при помощи вывозных пошлин на нефть правительство изымает основную часть сверхприбыли на нефть. Но в прошлом году нефтяные олигархи заключили очень выгодную сделку с правительством – оно перестало повышать вывозные пошлины на нефть, а нефтяники «заморозили» цены на бензин. Но в этом году экспортные цены на бензин опять неудержимо ползут вверх. Сравните, в 2005 году средняя цена на экспортную российскую нефть составляла 51 долларов/баррель, а уже в этом году на сегодняшний момент она составляет 65 долларов/баррель. И еще, как говорится, не вечер. Если тенденция повышения цен на нефть на международных рынках сохранится, средняя цена экспортной российской нефти в 2006 году составит не менее 68 дол/бар! Или возрастет на треть по сравнению с 2005 годом.

Соответственно, вслед за ценами нефть должен расти и размер вывозной пошлины. Вот для этого нефтяные компании и используют угрозу повышения цен на бензин. Конечно, цены на бензин не компенсируют их потерь на вывозных пошлинах, но они надеются, что правительство, убоявшись социального недовольства, опять пойдет на попятную, как в прошлом году, заключив договор об очередном «замораживании» цен на бензин внутри страны в обмен на сохранения в прежнем объеме вывозных пошлин. А деньги нашим олигархам ой как нужны – купить еще пару футбольных клубов, или там вдобавок к аргентинской футбольной сборной прикупить еще и бразильскую. Те же политологи, которые ждут, что наши нефтяные олигархи будут строить нефтеперерабатывающие заводы, являются наивными идеалистами. Зачем им муторное и очень затратное дело по сооружению НПЗ, когда у них и так прибыль в год на 750% растет?! А вот не платить 90% прибылей государству, как это делают честные норвежские нефтяники, за это наши нефтяные олигархи поборются. В конце концов, за что боролись в августе 1991 года?!

Если кто спросит у автора этих строк – вырастет ли в цене бензин на российских автозаправках, то мне придется огорчить спрашивающих. Скорее всего, вырастет. Вряд ли меры Грефа, расчищающие путь в страну импортному бензину остановят цены на наших автозаправках. Но вот что точно можно спрогнозировать, так это то обстоятельство, что через 10 лет ни одного олигарха, паразитирующего на нефти или каком-либо другом российском природном ресурсе, не останется. И наши нефтяные олигархи всеми своими действиями подталкивают процесс именно к этой развязке.

Последние новости