Коррупция представляет собой один из самых опасных изъянов человеческого общества, и государственного устройства, в частности. Добавим еще, что этот изъян имеет к тому же очень древнюю историю. С коррупцией боролись всегда и везде. И те страны, в которых борьба с мздоимством не велась или велась не очень активно, как правило, быстро сходили с геополитической арены и становились жертвами других более удачных в этом отношении гособразований. Отечественная история тоже пестрит разнообразными подробностями по части показательных случаев лихоимства, которым увлекались даже самые высшие российские сановники – Меньшиков, Потемкин. Справедливости ради, стоит отметить, что не отставили от наших государственных мужей в этом отношении и зарубежные госдеятели. Например, величайший дипломат всех времен и народов, бессменный министр иностранных Франции при роялистах, республиканцах, якобинцах, термидорианцах, бонапартистах – Тайлеран, слыл еще и как один из самых больших коррупционеров той эпохи.
Пробовали у нас и системно бороться с гидрой коррупции, как этот делал царь Николай I. Но выходило это у него не совсем удачно. Историки рассказывают, что Николай I, посмотрев пьесу Николая Гоголя «Ревизор», встал с театрального кресла и громко заявил: «Это приговор всей моей административной системе». А русский император Александр II как-то в порыве горечи сказал своему наследнику, будущему Александру III, - «В России, кроме нас с тобой, воруют, кажется, все остальные». В период правления в России партии большевиков и их наследников – КПСС, коррупцию называли «родимым пятном» капитализма, и боролись с ней со всей строгостью и беспощадностью. Но, в лучшем случае, добились только лишь некоторого снижения уровня мздоимства. С началом у нас эпохи демократизации и либерализации, коррупция с лихвой отвоевала свои утраченные за последние десятилетия позиции, и превратилась в постоянно действующий фактор российской политики. Взятки уже начали классифицировать на местные, системные, политические.
Все уверения наших либералов, что «невидимая рука рынка» расставит все по своим местам, оказались обыкновенным самообманом. Чиновники вымогали взятки у бизнесменов, но и бизнесмены не брезговали денежными подношениями в стремлении заработать легкие деньги или оттеснить своих конкурентов. Как бы там ни было, но в последнее время российское государство начало готовить системную законодательную базу по борьбе с коррупцией. В феврале 2006 года Госдума ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией. Конвенция, например, широко толкует понятие "взятка", и предусматривает наказание за те действия, которые в России считаются неподсудными. Возвращается в юридический лексикон такое наказание за лихоимство, как конфискация, упраздненное во время торжества идей демократии и либерализма в начале 90. Примечательно, что из 120 стран, подписавших конвенцию, ратифицировали ее пока только 46.
Теперь пришла очередь европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, которая несколько дней назад тоже была ратифицирована Госдумой. Россия присоединилась к конвенции еще в 1999 году, сейчас ее участниками являются 32 государства. Подписали, но пока не ратифицировали конвенцию еще пятнадцать стран. Ратификация конвенции потребует изменения действующего законодательства, в частности УК и УПК. По словам главы думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, "в Уголовном кодексе должны появиться новые составы преступлений, относящихся к коррупционным проявлениям". Изменения экономического законодательства, а также законов в сфере государственного и муниципального управления, по словам депутата, "в первую очередь будут направлены на снижение взяткоемкости правовых документов и законов".
Напомним, что конвенция предполагает создание правовых норм, которые будут содержать оценку различных форм взяточничества. Оно может быть активным и пассивным. Там же даются правовые характеристики взяточничеству государственных должностных лиц и членов представительных органов власти, должностных лиц международных организаций, судей и служащих международных судов, а также взяточничеству в частном секторе. Государство, ратифицировавшее конвенцию, обязано принять законодательные акты, квалифицирующие коррупционные действия как уголовные преступления по внутреннему праву государств. Наказание за коррупционные преступления останутся в компетенции законодательства государств, подписавших конвенцию. Глава конвенции, касающаяся международного сотрудничества, регламентирует оказание взаимной помощи государств-подписантов в связи с расследованием коррупционных преступлений и осуществлением судопроизводства. В соответствии со статьей 26 стороны не будут рассматривать банковскую тайну как основание для отказа в сотрудничестве. Статья 27 поясняет порядок выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления, осуществляющейся в соответствии с действующими межгосударственными договорами о выдаче. В их отсутствие конвенция может рассматриваться в качестве правовой основы для выдачи.
Со своей стороны заметим, что во многом из статьи 27 Россия пошла на ратификацию очередь европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Поскольку многие наши мздоимцы имеют обыкновение выезжать за границу и там объявлять себя «жертвами политических преследований». Немаловажен и тот факт, что незаконно нажитые деньги этих «политических деятелей» хранятся во многих случаях именно в европейских банках. Конечно, глупо ожидать, что уровень российской коррупции резко пойдет вниз сразу после принятия двух эти вышеперечисленных международных правовых документов. Но дорогу осилит идущий.
Последние новости