Издание «Коммерсант» сообщило, что Проект постановления о создании Российской венчурной компании (РВК) на прошлой неделе прошел все согласования и передан на рассмотрение правительства. РВК создается для инвестирования в венчурные фонды. За счет капитала РВК будут созданы от 8 до 12 новых венчурных фондов, которые, в свою очередь, профинансируют от 100 до 200 вновь созданных российских фирм. 100% акций РВК будет находиться в госсобственности, ее капитал составит 15 миллиардов рублей. По словам замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, в РВК также будут переданы активы Российского инновационного фонда информационных технологий, созданного Мининформсвязи.
Решен и вопрос с финансированием РВК. Деньги будут взяты из Инвестфонда, опекаемого ведомством Грефа, и имеющего сейчас общую капитализацию в 69 миллиардов рублей. Предполагается, что уже в 2007 году РВК может приступить к реальной деятельности. В целом это очень разумный шаг, поскольку для активного внедрения в национальную экономику последних научных достижений венчурные фонды играют очень важную роль. Но кое-что в технологии создания РВК, изложенной на страницах «Коммерсант», настораживает. Оказывается, государственную венчурную компанию решено создавать не с нуля, а на базе строительного управления №1 Минатома РФ. ФГУП, который ранее предполагалось ликвидировать. Теперь он будет акционирован и переименован.
Конечно, Минатом достаточно солидная организация, но перепрофилирование строительного управления в венчурную компанию достаточно оригинальное решение. Поскольку, если у этих двух организаций и есть что-либо общее, то это общая задача в самых общих определениях – строительство. Стройуправление №1 строило атомные электростанции, а РВК будет строить российский венчурный бизнес. Представитель МЭРТ (ведомства Германа Грефа) достаточно своеобразно объяснил логику создания РВК. Выясняется, что изначально рассматривалось два варианта. Создание РВК с нуля потребовало бы более года из-за согласования и прохождения документов через Думу. Второй вариант – создать фонд на основе компании, которая «лежит на полке». Якобы из Минэкономразвития обратились с запросом к главе Росимущества Валерию Назарову, который предложил на выбор две госкомпании, которые были оформлены юридически, но фактически не работали. Одна из них уже готовилась к ликвидации, поэтому выбор МЭРТа пал на строительное управление №1 Минатома России.
То есть, опять через тернии бюрократизма к сияющим вершинам рыночной экономики. Лишь бы потом не пришлось говорить – хотели, как лучше, а получилось, как всегда. В самом процессе создания венчурного бизнеса есть и другие подводные камни. Во-первых, кто будет учредителями 100-200 вновь образованных фирм, не говоря уже о новых венчурных фондах? Во-вторых, кто будет определять тематику исследовательских и внедренческих проектов в этих вновь созданных фирмах? В-третьих, как будут списываться средства, истраченные на тупиковые проекты?
Все это не досужие вопросы, поскольку с точки зрения так называемого процесса «по распилке бабла» или банального воровства, коим за последние 15 лет в нашем отечестве овладели почти в совершенстве, венчурные фонды более чем привлекательные объекты приложения сил. Возьмите, к примеру, знаменитые нанотехнологии, которым предрекают роль основных технологических процессов уже в весьма ближайшем будущем. Но на протяжении последних 10 лет на Западе предрекают отдачу через 2-3 года, а дело далее лабораторных опытов не идет. Но зато на пиар-акции, сопровождающих обнародование всех этих лабораторных опытов, денег действительно не жалеют. Вобщем, главное, что процесс все-таки сдвинулся с мертвой точки. И деньги, кроме скупки ведомством Алексея Кудрина ценных бумаг иностранного эмитента, начинают идти на перспективные национальные технологии. Лишь бы в ведомстве Г. Грефа опять чего-нибудь не напутали.
Последние новости