Следующая новость
Предыдущая новость

Революция на транспорте

Революция на транспорте

Автор этих строк обнаружил в Сети весьма примечательный научно-технический проект, открывающий новую эру в сфере транспорта -

///Уникальный летательный аппарат, разработанный уральскими учеными, значительно сократит расходы на реализацию мегапроекта "Урал промышленный - Урал Полярный" и другие крупные проекты освоения ресурсов России, а также ускорит их реализацию. Летательный аппарат, получивший имя "БАРС" (безаэродромный с аэростатической разгрузкой самолет) представляет собой гибрид самолета и дирижабля. Гелий закачивается в тороидальную жесткую оболочку, вертикальную тягу обеспечивает мощный двигатель внутри тора - "бублика", а крейсерскую скорость до 300 км/ч - маршевые двигатели.

"Мы рассчитали параметры БАРСа грузоподъемностью 500 тонн, способного перевозить на подвеске целую буровую вышку с оборудованием, - сказал главный координатор программы, доктор технических наук Александр Лапкин. - Около 80% подъемной силы в нем обеспечивает гелий, остальное - за счет аэродинамики. Аппарату, в отличие от дирижаблей, не нужны мощные причальные мачты и огромные ангары, его полеты не зависят от ветра. Для БАРСа также не нужна никакая аэродромная инфраструктура, - расходы на нее у авиакомпаний доходят до 70% всех затрат".

По оценке авторов проекта, стоимость перевозки пассажиров и груза БАРСом в 8-10 раз ниже, чем самолетом, в 15-20 раз дешевле вертолета, в 6-8 раз ниже автомобильного, в 3-5 раз - железнодорожного, и в 1,5 раза - водного. Для проектирования и постройки пробной партии аппаратов грузоподъемностью от 20 до 500 тонн требуются инвестиции в размере 1 млн. на одну тонну грузоподъемности, серийные аппараты будут обходиться примерно в 10 раз дешевле опытных. О намерении приобрести аппарат уже заявили главы ряда крупных российских компаний, к нему проявили интерес также во Франции. Заинтересованность в поставках электронных компонентов для "гибрида" выразило екатеринбургское ФГУП "НПО Автоматики", оснащающее своей электроникой ракетоносители и стартовые комплексы "Союз-2", отмечает ИТАР-ТАСС////

То есть, перед нами проект настоящей революции в сфере транспорта — предполагается создать аппарат, который позволит обходится без дорог (одной из двух главных бед России), и который, при этом, по экономичности бьет любое транспортное средство, применяемое сейчас человеком! Единственным его видимым недостатком является сейчас очень высокая стоимость этого транспортного средства. Пробный аппарат грузоподъемностью в 500 тонн, например, будет стоить полмиллиарда долларов США. И даже серийный 500-тонный аппарат потянет в 50 миллионов долларов.

Впрочем, как известно из истории науки и техники, очень многие популярные сейчас технические изобретения стоили поначалу немыслимых денег, но по мере развития технологий становились гораздо дешевле, получая тем самым полноценный шанс на широкое внедрение.

Не стоит так же забывать и явную природоохранную составляющую этого проекта — все транспортные сообщения (или, по крайней мере, значительная их часть) нашей цивилизации может быть в буквальном смысле поднята над землей, что дает проекту очень большую экологическую привлекательность. Особенно, если вспомнить, сколько места занимают транспортные коммуникации — автомобильные и железные дороги, или какой вред природе наносится строительством и эксплуатацией современных хайвэев.

Однако у вашего автора есть свои причины обратится к вышеизложенной теме. Дело в том, что в свое пионерское детство я любил заниматься изобретательством, и даже направлял в детский научно-популярный журнал «Юный техник» свои проекты.

Одним из таких проектов был тот самый «уникальный технический аппарат», описание которого представлено в самом начале статьи. И у меня была форма в виде тора, в который накачивался гелий, и я так же собирался применять «аэростатическую разгрузку» за счет подъемной силы гелия.

Но в кое-чем я пошел дальше авторов «БАРС»а — предложил заменить гелий в тороидальной жесткой оболочке на откачку воздуха из него, дабы вакуум, который будет при этом создаваться, обеспечивал даже лучшую по сравнению с гелием грузоподъемность.

Замена гелия на вакуум давала ряд серьезных преимуществ — первое, гелий весьма дорогой газ, второе, при помощи создания вакуума можно варьировать подъемную силу или «аэростатическую разгрузку» нашего аппарата.

Кстати, из «Юного техника» мне ответили, что я в своем проекте применил ряд очень интересных решений, но будущее, скорее всего, за обыкновенными дирижаблями...

Последние новости