В настоящий момент в России закончились споры – нужна ли нам национальная идея? Либеральные доводы о ненужности, или, более того, вредности наличия национальной идеи отброшены, и наши политики наперебой занялись формулированием этой самой искомой национальной идеи.
Справедливости ради нужно заметить, что у наших либералов тоже имеется некий эквивалент национальной идеи, но, они, по-видимому, из-за врожденной деликатности не хотят его воспроизводить вслух. Хотя он должен представлять собой достаточно простые постулаты. Типа, «все для блага, все во имя меня любимого», или, выражаясь словами героя культового отечественного мультика – «совместный труд в моих интересах объединяет».
Вот и ваш автор решил попробовать свои силы в этой трудной задаче – формулировке нашей национальной идеи.
Прежде всего, автору этих строк представляется, что национальная идея представляет собой квинтэссенцию национальной идеологии. Или, говоря проще, самую суть идеологии, которая признается правящей элитой и подавляющей частью общества.
Второй постулат, которым собирается руководствоваться ваш автор, это то обстоятельство, что национальная идея ни есть что-то застывшее и неизменное. Национальная идея имеет свойство меняться с течением времени или обстоятельств, когда перед страной встают новые проблемы или вызовы.
В качестве примера можно привести наиболее успешную страну современного мира – Соединенные Штаты Америки, именуемую многими политологами как «Единственная Сверхдержава».
Долгое время национальной идеей Америки были слова, которые начертаны на знаменитой «Статуе Свободы», что находится на маленьком острове в акватории морского залива, на берегах которого раскинулся главный американский город Нью-Йорк. В моем вольном изложении там были следующие строчки – «Придите ко мне все страждущие, обиженные и малоимущие. Я приму вам, накормлю и обогрею вас».
То есть, в период, когда США формировались, осваивали новые земли и набирали силу, они нуждались в новых и новых миллионах переселенцев, и именно это было тогда настоящей национальной идеей Америки – принять в Новом Свете всех отверженных Старом Светом, дабы они послужили обустройству и развитию этого самого Нового Света.
Сейчас американская идеология кардинально изменилась – они отгораживаются колючей проволокой и многометровой стеной длинной в сотни километров от эмигрантов-мексиканцев и планируют принять драконовские законы, карающие за нелегальную эмиграцию уголовными наказаниями. То есть, страна эмигрантов собирается сажать в тюрьму других эмигрантов, вся вина которых заключается в том обстоятельство, что они собрались приехать в Америку несколько позже, чем сделали предки современных граждан заокеанской державы.
А национальной американской идеей стал процесс глобализации, или обустройство мира по-американски. Правда, злые языки утверждают, что на самом деле в национальной идее США мало что по существу изменилось – вместо освоения североамериканских просторов, будет осваиваться планета Земля в целом. А вместо изгнания аборигенов в резервации, будет проводиться пресловутая политика «золотого миллиарда».
Конечно, задачи стоящие перед современной Россией в корне отличаются от задач Америки XIX века. Но в кое-чем они и перекликаются.
Во-первых, де-факто мы являемся разделенной нацией. В бывших братских республиках СССР, а ныне суверенных государствах осталось много русских людей, или людей, разделяющих русские культурные ценности, говорящих на русском языке, которых называют «русскоязычными».
Во-вторых, Россия пережила, наверное, самый тяжелый период в своей истории, который пришелся фактически на большую часть ХХ века. И нам во многом приходится строить свое государственное устройство заново. Конечно, есть, что взять из дооктябрьского прошлого – например, ту же земщину. Но национальная идея дореволюционной России – за веру, царя и отечество, никак не встраивается в современное российское общество. То же самое с сословной структурой дореволюционного российского общества – дворянство, казачество, мещанство, духовенство, крестьянство.
В-третьих, Россия, с ее 40% балансовых ископаемых ресурсов планеты, огромными лесными и земельными пространствами, стала лакомым куском в современном мире, страдающем острым дефицитом ресурсов.
В-четвертых, Россия стала ареной приложения усилий различных экспансий – информационной, религиозной, идеологической, нравственно-моральной.
Отдельным направлением служит нарастающее миграционное давление на Россию, все более усиливающиеся по мере роста уровня жизни у нас.
Иначе говоря, современной России нужно решать одномоментно сразу несколько задач – проблему разделенного российского народа, строить современное высокоэффективное государство, сохранить свою территориальную целостность и не допустить хищнического разграбления своих природных ресурсов, и достойно ответить на экспансии разного рода – информационную, религиозную, идеологическую, и, в конце концов, не позволить ползучего захвата российских земель при помощи мощного миграционного нашествия.
Поэтому, на взгляд автора этих строк, национальной российской идеей на данный период должно стать обустройство России, как большого дома для всех разделяющих русскую культуру, любящих русский язык, и считающих Россию своим домом, который они будут, в случае необходимости, защищать с оружием в руках.
А национальная российская идея должна звучать – «Обустроим Россию, наш общий дом».
Вот одно из применений новой национальной идеи - «Обустроим Россию, наш общий дом», в области миграционной политики. С одной стороны, мы должны приветствовать переселение в Россию всех людей, разделяющих русские ценности, а с другой стороны, мы должны ограничивать разного рода землячества по национальному признаку, открытие так называемых национальных школ, развитие национальных литератур, театров и т. п. В общем, не заниматься всем тем, чем так любила заниматься так называемая советская национально-культурная политика.
Конечно, глупо будет заниматься прямыми запретами всех ненужных для общероссийской идеи учреждений или обществ, но они не должны получать на свои нужды ни копейки государственных денег, а получение денег на подобные нужды из-за рубежа должно быть строго ограничено. Диаспор на российской территории не должно существовать. На нашей территории должны жить только россияне, разделяющие общероссийские интересы. Ну, а к тем организациям или учреждениям, которые будут пытаться заняться экстремистской деятельностью (например, как те же ваххабиты), должны применяться и запретительные, и даже карательные меры.
Отдельный вопрос – как быть с коренными нерусскими народами, издревле населяющих земли России? Здесь нужна политика немного иного рода, более мягкая в смысле вытеснения национально-культурной автономии, но гораздо более жесткая в отношении регионального и национального сепаратизма или даже скрытого проявления сепаратистских тенденций.
То есть, мы должны разменять идею мононациональной русской страны, на идею России – общего дома всех россиян.
Последние новости